menu-options

Соучастие в собеседовании

Метод ГренхольмаБолгарин Явор Гырдев, лауреат ММКФ-2008 — за фильм "Дзифт" и автор шоковых театральных постановок, выпустил в Театре наций пьесу испанца Жорди Гальсерана о том, что современный менеджмент с его системой отбора кадров и корпоративной этикой — новая разновидность тирании. На собеседовании в крупной фирме побывала АЛЛА ШЕНДЕРОВА.

38-летний Явор Гырдев родился и учился в социалистической Болгарии. Параллельно с дипломом режиссера получил степень магистра философии. И с чисто философским спокойствием утверждает, что любое общество является тоталитарным. Свои спектакли господин Гырдев часто превращает в шоу за стеклом: зрителей от актеров отделяет прозрачная стена, за которой творятся насилие и несправедливость. Так было в "Человеке-подушке" (Гырдев стал одним из первых, кто поставил триллер Мартина Макдонаха), где следователи, наплевав на презумпцию невиновности, избивали писателя Катуриана: достоверность происходящего была такая, что стоило большого труда не разбить проклятую стену. Так было и в "Калигуле", показанном прошлой осенью на фестивале NET. Стекла, правда, не было — зрители сидели как в цирке, а император нарочно театрализовал все свои злодеяния.

Театру наций Явор Гырдев предложил пьесу Жорди Гальсерана "Метод Гренхольма" — принесший ее автору всемирную славу триллер о том, как проходит собеседование в крупной фирме. Никакой стены между сценой и залом, публика в Центре имени Мейерхольда посажена вполне традиционно. Однако уже минут через десять зал цепенеет: собеседование при приеме на работу — то, что хоть раз в жизни прошел каждый, а сюжетные виражи пьесы способны сбить с толку любого детектива. Давний соавтор Гырдева художник Никола Тороманов поставил на сцене длинный стол со стульями, по бокам — кресла, за ними — жалюзи, скрывающие солнечный свет. Справа — ряды циферблатов, показывающие время в Барселоне, Мехико, Москве — везде, где есть филиалы таинственной фирмы. Большинство сцен герои проводят за столом, за их спинами — автоматические стеклянные двери. В общем, типичная переговорная, единственное украшение которой — гигантский аквариум, укрепленный под потолком. В нем плавает мертвая рыбина, как следует из программки, близкая родственница знаменитой консервированной акулы Дэмиена Херста. Но и без этого ясно, что герои, застрявшие в душном стеклянном офисе, подобны такой вот рыбе — только они, в отличие от нас, ее не видят. И хорохорятся, надеясь на престижное место топ-менеджера. Место, кстати, одно, а претендентов четверо: каждый из героев выясняет, что перед ним не представители фирмы, а такие же, как он.

С небольшой натяжкой можно сказать, что актеры Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Виктория Толстоганова и Максим Линников играют четыре разных темперамента, проявляющихся в одинаковых условиях. Поначалу кажется, что подробнее и филиграннее других работает Игорь Гордин. Его нервно хихикающий, прижимающий к груди портфель как щит, сдувающий с вспотевшего лба челку неудачник Энрик не только классический меланхолик, но и испанский родственник всех маленьких людей русской литературы. На его фоне самоуверенный и грубый Фэрран (Сергей Чонишвили), взбалмошная Мэрсэ и тихий Карлес выглядят слишком простыми. Циферблат с надписью "Барселона" (там и происходит действие) сам собою выдвигается — за ним оказывается ящичек с заданием. Невидимые экзаменаторы предлагают претендентам пройти собеседование по методу Гренхольма, а для начала выяснить, кто из них подсадной. То есть один из четверых может оказаться сотрудником нанимающей фирмы. С каждым таким заданием голова у зрителя все больше идет кругом. Только что Энрик, собравшийся выйти из игры — фирма выведала подробности его личной жизни, да еще предложила всем основанный на этом тест,— со слезами на глазах рассказывал, как от него ушла жена, и вот уже довольно потирает руки: со своим заданием он справился. В общем, персонажам удается без конца обманывать друг друга, а актерам — публику.

В глазах рябит, и, как на каруселях, путаешь верх и низ, правду с вымыслом, театр с жизнью. Настолько, что вдруг ловишь себя на мысли: если кто-то из актеров и впрямь устроится в фирму, сможет ли он совмещать это с работой в театре?.. Дольше всех удается обманывать публику, а вместе с ней невидимых работодателей Фэррану. Вернее, так думает Фэрран и публика: материализующееся в финале око большого брата выведет его на чистую воду. "Нам нужен не отзывчивый человек, притворяющийся бездушным карьеристом, а бездушный карьерист",— скажут ему и отправят вон. Но и это не последний поворот сюжета, не будем раскрывать все. Хотя "Метод Гренхольма" — тот редкий случай, когда, досмотрев до конца, сейчас же захочешь отправиться еще раз, чтобы понять, когда, где, как тебя провели. Чтобы в следующий раз, когда жизнь предложит стать такой же вот рыбой в формалине, вовремя вильнуть хвостом и уплыть.


Источник:  "Коммерсантъ"

Еще рецензии на представление «Метод Грёнхольма»

"Метод Грёнхольма": триллер из офисной жизни

Электричество кресла