menu-options

На сцену Главного театра вернулся знаменитый балет "Иван Грозный"

День больших ожиданий сегодня с лихвой оправдался в Главном театре. Спустя 22 года на сцену ГАБТа вернулся знаменитый балет Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева "Иван Грозный". Свидетелем этого поистине исторического события стал до отказа заполненный зрительный зал. В главных партиях выступили: Павел Дмитриченко /Грозный/, Анна Никулина /Анастасия/, Артем Овчаренко /Курбский/.

Сейчас трудно представить, что этого спектакля могло бы и не быть. Эксклюзивное право на возобновление "Ивана Грозного" наследники композитора предоставили исключительно ГАБТу и только благодаря имени Григоровича.

Для знатоков балетного искусства сей факт выглядит сродни казусу. Ведь им хорошо известна вся многолетняя история "Ивана Грозного". Впервые этот балет Юрий Григорович поставил в 1975 году в Главном театре, вскоре спектакль отправился на гастроли по городам Америки и Европы и повсюду имел оглушительный успех. Мощная хореографическая фреска о далеком смутном времени, молодом царе Иване IV, его любимой жене Анастасии, отравленной крамольными боярами, и о великом русском народе, который вынес все испытания и победил, получила феноменальный международный резонанс. Григорович был приглашен в Парижскую оперу, чтобы и там сделать "Ивана Грозного" /в 2003 году по просьбе французской стороны балет был возобновлен автором/. Чуть раньше - в 2001 году - Григорович поставил "Грозного" в Кремлевском балете, а потом в 2006-м - в своем собственном, Краснодарском, труппой которого руководит по сей день.

Однако уже тогда разрешение на постановку этого балета было дано наследниками композитора Сергея Прокофьева "в порядке исключения" - из уважения к Григоровичу, готовившемуся отметить 80-летний юбилей. Мотивы запрета напрямую не представлялись. И объяснение, скорее всего, следует искать в том, что новая Россия, вступив в Международную конвенцию по авторским правам, впервые столкнулась с доселе неведомыми ей проблемами, касавшимися многих авторов и сочинений.

"Под подозрение" попал и "Иван Грозный". Наследники Прокофьева утверждали, что композитор не писал такого балета, что было истинной правдой. Прокофьев действительно является автором музыки к фильму Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", которая, по мнению наследников композитора, неправомерно была использована для одноименного балета.

Руководство Главного театра вступило в переговоры с наследниками композитора. К диалогу подключились тогдашний министр культуры РФ Александр Авдеев, сотрудники посольства России во Франции и, конечно, сам Григорович. В результате взаимопонимание было найдено, и в декабре 2010 года от наследников Прокофьева было получено эксклюзивное разрешение на возобновление балета "Иван Грозный" на сцене Главного театра.

И вот теперь, в год 85-летия Григоровича, его легендарный спектакль возрожден.

"Меня по-прежнему завораживает музыка Прокофьева к "Ивану Грозному", - признался Григорович в интервью корр.ИТАР-ТАСС, поясняя свое постоянное обращение к этому балету. "Не сюжеты русской истории, не биографии персонажей и народный фон, а только музыка заставляет меня вновь и вновь возвращаться к "Ивану Грозному", - подчеркнул хореограф. "Этого царя судят уже четыре века, и отношение к нему периодически меняется, но его фигура не уходит из людского сознания. Конечно, и у меня есть собственное понимание пути Ивана. Я думаю, что движение от власти к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Но балетный театр ищет свою - художественную истину", - считает Григорович.

Премьерная серия представлений, открывшаяся сегодня, продолжится 10, 11, 13 и 14 ноября и всем спектаклям гарантирован аншлаг, заверили в администрации ГАБТа. Здесь уточнили, что все билеты на "Ивана Грозного" давно и полностью распроданы. Для спектакля подготовлено несколько составов исполнителей. В главных партиях заняты: Александр Волчков, Михаил Лобухин, Павел Дмитриченко, Владислав Лантратов /Иван Грозный/, Нина Капцова, Анна Никулина, Ольга Смирнова, Мария Виноградова /Анастасия/, Артем Овчаренко, Денис Родькин и Юрий Баранов /Курбский/. Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер Главного театра Василий Синайский. Остается добавить, что спектакль возрожден в оригинальных декорациях чародея сценографии - художника Симона Вирсаладзе, скончавшегося в 1989 году.

 

Источник: http://www.itar-tass.com/c9/567045.html

МОСКВА, 8 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/.