menu-options

Трамвай в чайна-таун

ТЮЗ московский - Трамвай "Желание"В Москве в один день состоялись сразу две премьеры по "Трамваю 'Желание'".

Пьесу Теннесси Уильямса в Театре Моссовета поставил Юрий Еремин (рецензию на этот спектакль читайте завтра), а в Театре юного зрителя — его руководитель Генриетта Яновская. Последнюю модель "Трамвая" тестировала МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА.

"Трамвай "Желание" — одна из самых сильных пьес знаменитого американского драматурга. Однако в нашей стране ее ставили довольно мало и не очень удачно — из выдающихся постановок можно вспомнить разве что спектакль Андрея Гончарова со Светланой Немоляевой и Арменом Джигарханяном в главных ролях. Поэтому одновременное появление сразу двух "Трамваев" у двух абсолютно непохожих по вкусам и пристрастиям режиссеров, с одной стороны, удивляло, а с другой — не оставляло сомнений, что они покатят по разным рельсам и не пересекутся ни друг с другом, ни с прежними постановками. Ведь пьеса Теннесси Уильямса предлагает такое количество разнообразных трактовок, что их хватило бы на добрый десяток спектаклей. Здесь есть яростное столкновение характеров, беспощадный анализ человеческой нетерпимости, накал чувственных страстей, тема вечной классовой вражды и, наконец, чисто психологическая история о крушении надежд и одиночестве.

Юрий Еремин в своих интервью объявлял, что он делает спектакль о любви, о сильных, сжигающих людей чувствах. Генриетта Яновская, вынашивавшая свой "Трамвай" много лет, до последнего момента хранила молчание и никого не посвящала в свои замыслы. Незадолго до премьеры стали поговаривать, что руководитель ТЮЗа ставит спектакль о противостоянии вымирающей интеллигенции и вечнозеленого хамства. К счастью, это оказалось не так. Госпожа Яновская не ограничилась примитивным социальным подходом, которым славились постановки этой пьесы советского времени. Скорее она пыталась создать жесткий психологический триллер о мире, который держится на насилии и нетерпимости. Генриетта Яновская и художник Сергей Бархин превратили негритянский квартал Нью-Орлеана, в котором происходит действие пьесы, в своеобразный чайна-таун: жилище Ковальских забито коврами, ширмами и прочими восточными штучками, черный джаз, звучащий у Теннесси Уильямса, заменен на экзотические этнические мотивы, а по сцене то и дело прохаживается стайка корейцев (студентов Щепкинского училища).

Впрочем, режиссеру они нужны не только "для мебели", то есть для создания ориентального фона; бесцеремонно хозяйничающая в доме, хихикающая компания олицетворяет безличную, равнодушную толпу, для которой перипетии этой семейной драмы только повод для сплетен. Но будет преувеличением сказать, что остальные герои спектакля противопоставлены этой безликой силе. Стэнли, Стелла и Митч прекрасно вписываются в пейзаж городских трущоб и чувствуют себя здесь уютно и непринужденно. А Бланш, хоть и демонстрирует всячески свое отвращение к этому "логову", на самом деле — того же поля ягода. Назначение на роль утонченной неврастенички Бланш звезды женских сериалов Ольги Понизовой — главный прокол постановки. Актриса изображает невинную девочку-припевочку, невесть отчего говорящую отрывистым, якобы надорванным голосом. За душой этой Бланш нет ни славного прошлого ее предков, ни культуры и интеллигентности, которая бы не позволяла ей смириться с тем низким миром, куда попала ее сестра.

В героине госпожи Понизовой не увидишь следов загнавшей ее в угол беспутной жизни, отчего все ее истерики выглядят пустым кривляньем. Над такой никчемной, разряженной куклой Стэнли Ковальскому одержать победу было бы нетрудно. И молодой симпатичный, хоть и совсем не брутальный актер Эдуард Тухменев легко мог бы отстоять своего героя, если бы не изображал его хамство и плебейство столь грубо и нарочито — чавканьем, походкой орангутанга и истошными воплями. Видимо, Генриетта Яновская решила, что симпатии зрителей не должны достаться ни той ни другой противоборствующей стороне. Поэтому самыми живыми и естественными персонажами оказываются обычно второстепенные герои — Стелла Елены Лядовой (она прославилась благодаря фильму "Космос как предчувствие") и Митч Игоря Балалаева (он известен по мюзиклам "Notre-Dame de Paris", "Ромео и Джульетта", "12 стульев" и "Cats"). Отлично написанная, ритмичная и буквально по нотам разложенная пьеса — бери да играй, в постановке ТЮЗа превращается в вязкое, затянутое, лишенное ярких акцентов действо. То ли молодые актеры, которых режиссер выбрала на главные роли, не справились со своей задачей, то ли эта задача была поставлена недостаточно четко, но Генриетте Яновской так и не удалось сконструировать конкурентоспособный "Трамвай". 

Источник: "Коммерсантъ"

Еще рецензии на представление « Трамвай "Желание"»

Трамвай "Ностальгия"