menu-options

Брак по-ленкомовски

Чурикова и Джигарханян сыграли Эдуардо де Филиппо

Московский "Ленком" показал премьеру спектакля "Город миллионеров" по мотивам пьесы Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано". Под художественным руководством Марка Захарова постановку осуществил его ученик Роман Самгин. Главных героев-неаполитанцев сыграли Инна Чурикова и Армен Джигарханян. Набор имен вполне достаточен, чтобы без всяких разъяснений предсказать спектаклю успех. Есть, однако, важное обстоятельство, поднимающее "Город миллионеров" над прочими звездными московскими премьерами.

Давно известно: каждый спектакль "Ленкома" что-нибудь да непременно означает в жизни окружающего театр общества. Причем, как столь же давно замечено, появляется такой спектакль чуть раньше, чем нечуткое общество заметит в самом себе предсказанную театром перемену настроений. Если и на этот раз ленкомовский внутренний барометр не дал сбой, то - каким бы правильно-скучным и невыигрышным с точки зрения "раскрутки" спектакля ни казалось это утверждение - наступает время осознания традиционных домашних ценностей. Впервые за многие годы на сцене "Ленкома" сыграна частная семейная история вроде бы без глобальных обобщений, без взвинченных визуальных атак на зрителя, без смысловых монтажей и сломов.

Героиня спектакля, сыгранная Иной Чуриковой, немолодая мать троих подростков и бывшая проститутка, наконец-то создает семью. С героем Армена Джигарханяна, которого любит и который в конце концов, после серии комических перипетий, понимает ее правоту. Дети есть дети, семья есть семья, в этом счастье, и ничего важнее мир еще не придумал - вот нравственные максимы, которые театр предъявляет буквально, разве что не пишет их большими буквами над сценой.

Из пьесы Эдуардо де Филиппо (легендарно известной по спектаклю вахтанговцев середины 50-х годов с Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым в главных ролях, но реально знакомой зрителю все-таки по кинофильму "Брак по-итальянски" с Софи Лорен и Мастроянни) неаполитанский колорит "Ленкомом" если и не изгнан, то, во всяком случае, потеснен на обочину. Услужливые штампы неореализма типа уличного гвалта, белья на веревках и знойного темперамента, столь милые публике северных широт, не пригодились. Груз штукарского комизма перенесен на плечи исполнителей ролей второго плана. Звездный дуэт Джигарханян - Чурикова играет совсем иначе. Прежде чем сформулировать, как именно, следует сказать о более общем.

Наконец-то появился в Москве спектакль, о котором можно сказать, что он целиком и полностью соответствует канону драматической постановки, именуемому "бродвейским". Если относиться к этому понятию без ущербного высокомерия, которое порождено, впрочем, не реальным знакомством с его образцами, а многочисленными местными на него потугами. В отличие от них "Город миллионеров" представляет собой вполне победоносный и благополучный театральный продукт. Он отвечает основным условиям искомого канона: выглядит дорого (капитальная квартира-павильон художника Олега Шейнциса впечатляет прежде всего небутафорской натуральностью), сделан качественно (подозреваю, что качество выделки как ролей, так и общего ритма - именно то важнейшее дополнение, которое перед премьерой внес в работу своего ученика Марк Захаров), излагается понятная и несложная история с ясным человеческим месседжем, причем носителями его являются актеры, которым не надо тратить время на завоевание доверия. Оно составляет начальный капитал предприятия. Весь вопрос в том, как им распорядится театр во время спектакля.

Армен Джигарханян играет вполне канонически. Формула этого, абсолютно оправданного для звезды его масштаба сценического существования такова: он не напоминает лишний раз без надобности, что он - Джигарханян, но публика при этом ни на минуту не забывает, что перед ней именно тот самый Джигарханян. Что касается Инны Чуриковой, то она играет поверх всяких формул и любых возможных объяснений.

Местами кажется, что рисунок роли слишком уж спокоен, даже как-то бесцветен, чересчур приглушен, что актриса недостаточно выигрышно подана. Но именно так достигается какое-то непостижимое состояние полной достоверности всего происходящего. Ничего особенного, а театральная материя, сотканная актрисой, вдруг обнаруживает естественное равенство с жизнью. Вообще говоря, она играет гениально. Так что, когда после какого-то ее смешка, Джигарханян вдруг совершает апарт и, напрямую обратившись к зрителям, призывает: "Давайте запомним этот смех!" - кажется, что это не его персонаж затевает какую-то интригу, а сам актер останавливает действие, чтобы объединиться с залом в праздничном восхищении.


Коммерсант, 16 марта 2000 года
Роман Должанский
Источник: http://kommersant.ru/doc/142639