menu-options

Актуальный муж

Оскар Уайльд на злобу дня в МХТ имени Чехова

В МХТ имени Чехова показали премьеру спектакля "Идеальный муж. Комедия" в постановке Константина Богомолова. Спектакль поставлен по отдаленным мотивам пьесы Оскара Уайльда, но целиком посвящен разоблачению современной России — потому и ожидался многими зрителями с особым нетерпением. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Константин Богомолов, кажется, решил серьезно разобраться с сегодняшней Россией — и вынести ей суровый приговор. О том, что на подмостках МХТ имени Чехова готовится нечто очень смелое, ни на что не похожее и даже опасное, было известно заранее: пользователей сети Facebook регулярно информировал сам режиссер, остальные питались слухами и пересказами. Говорили, что спектакль могут закрыть или подвергнуть внутренней театральной цензуре. Поэтому самые легковозбудимые болельщики пытались попасть даже не на премьеру, а на генеральные прогоны "Идеального мужа".

О том, что от салонной комедии Оскара Уайльда в спектакле Богомолова останется не так уж много, тоже было известно заранее. Так оно и вышло, хотя кое-что важное от Уайльда и осталось — сатирическое изображение высшего света и шантаж коррумпированного государственного деятеля как главная пружина сюжета. Если в пьесе Уайльда миссис Чивли требует от товарища министра иностранных дел Роберта Чилтерна подержать выгодный ей проект, а в противном случае грозит обнародовать его прошлые финансовые махинации, то в спектакле МХТ имени Чехова речь идет о молодом министре резиновых изделий России Роберте Тернове (Алексей Кравченко) и его жене Гертруде (Дарья Мороз), владеющей предприятиями по производству "резиновой хрени" и выигрывающей благодаря мужу все госзаказы. Предмет шантажа тоже сделан более пикантным — Миссия Чивли (Марина Зудина) предъявляет министру на экране мобильного телефона видеоролик, свидетельствующий о его давней любовной связи с популярным певцом Лордом (возвращение на сцену темпераментного и очень смелого актера Игоря Миркурбанова — настоящая заслуга Константина Богомолова).

Титул уайльдовского героя лорда Горинга стал сценическим псевдонимом главного героя спектакля, чем-то напоминающего Стаса Михайлова. Собственно говоря, с концерта Лорда в Государственном Кремлевском дворце и начинается "Идеальный муж" в МХТ имени Чехова. Константин Богомолов жирными комическими мазками показывает сегодняшнюю российскую "элиту" — тесную связку государственных чиновников, эстрадных исполнителей и духовенства. Afterparty в Барвихе, деловая встреча в Vogue-кафе, прогулка по домашней коллекции министра, в роли которой для видеоклипа "снялись" залы Пушкинского музея. Наша реальность дает благодатный материал для злых насмешек: поп-звезда оказывается бывшим наемным убийцей, его отец — злой сталинист с реваншистскими речами, священник, он же автор православной версии песни "С чего начинается родина", содержит детский приют, в котором легко заподозрить бордель для высокопоставленных педофилов, а вокруг "высшего света" суетятся манерные модельеры и циничные телеведущие.

В похожем на лофт стерильно-белом пространстве (по верней кромке задней стены художник Лариса Ломакина не забыла пустить змейку тюремной колючей проволоки) разыгрывается энергичное и остроумное сатирическое шоу, хоть и на злобу дня, но за исключением нескольких моментов не кажущееся уж каким-то безрассудно смелым. Когда во втором действии в спектакле появляется Дориан Грей (отличная работа Сергея Чонишвили), тоже похожий на высокопоставленного чиновника, но не просто прожигающего жизнь, а вдруг ищущего прощения и спасения в религии и, разумеется, не находящего его, "Идеальный муж" становится не просто веселым и зрелищным, но еще и драматичным.

Вообще, самые по-настоящему острые стрелы Богомолов направляет не только в типажи российской элиты и не в конкретные криминальные проявления, а в какую-то неизбывную фальшь отечественной ментальности. Мир, который ненавидит и от которого бежит режиссер, тяготеет к высокопарным речам и пустым словам, мнимым ценностям и прогнившим насквозь "святым идеалам", за которыми не обнаруживается ничего настоящего. В них-то и кроется зло, и все прочее лишь следствие, продукт всеобщего вранья и торжествующей пошлости. Константин Богомолов словно делится с публикой своим открытием-наваждением: здешняя жизнь — цепь нескончаемых обманов друг друга.

Сам театр тоже построен на обманах. В "Идеального мужа" вплетены забавные микросюжеты про театр — как в речи героев вдруг предательски вплетаются чеховские цитаты. И едва ли не самые смешные эпизоды спектакля связаны с "Тремя сестрами": сегодняшние сестры Прозоровы оказываются разномастными "блондинками", коротающими время в гламурном кафе и произносящими почти сакральные реплики с откровенно издевательскими интонациями и акцентами. Поневоле ловишь себя на стыдливом неудобстве, но вот его-то и требует буквально палками изгнать из нас самих Константин Богомолов. Потому что только тогда, вероятно, и можно будет хотя бы приблизительно понять, зачем живем и зачем страдаем.


Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y/2125914

Роман Должанский
 

Еще рецензии на представление «Идеальный муж»

Три сестры, прости господи

Бессмысленная злоба дня