menu-options

Привыкай к "Варекай"

В Россию впервые за 25 лет существования приехал знаменитый канадский Цирк дю Солей

Канадец Ги Лалиберте, он же - основатель и руководитель знаменитого Цирка дю Солей (Cirque du Soleil c французского переводится, как Цирк Солнца), он же - седьмой по счету космический турист, - очень толковый бизнесмен.

35 миллионов долларов заплатил Ги нашей стране в лице Российского космического агентства, чтобы полететь в космос. При этом он сделал прекрасную дополнительную рекламу своему цирку, представления которого идут в разных точках земного шара. И впервые привез одно из представлений на гастроли в Россию - так что часть потраченных средств он себе вернет.

На самом деле - Цирк дю Солей в рекламе не нуждается. Зрители мечтают попасть на его представления, артисты - выступать в нем, разработчики и постановщики представлений и трюков - сотрудничать с ним. Кажется, даже животные грезили бы о таком цирке, если бы они там были. Однако, с первых дней основания - цирк, выросший из уличного балагана, возвел в принцип: животных тут не будет. Сегодня одновременно в разных странах мира идут 19 представлений Цирка дю Солей. В этом году подготовлены два новых - Banana Chpeel в Чикаго и второе, посвященное Элвису Пресли - в Лас-Вегасе (название представления пока не утверждено).

И вот Цирк дю Солей - в России. Вначале выступил на "Евровидении". И полгода спустя, как раз к моменту приземления космического корабля с Ги Лалиберте на борту, Цирк раскинул свои шатры в столичных Лужниках. Кстати, шатры цирка - конструкция универсальная: они устанавливаются они очень быстро, за восемь дней, а для демонтажа требуется всего три дня. Этот город на колесах полностью независим в плане электроэнергии, и нуждается только в подключении к местным источникам питьевой воды и телекоммуникациям.

У россиян цирк сразу же стал пользоваться повышенным спросом - билеты через Интернет раскупили быстро, а к моменту начала выступления их в продаже вообще не осталось. Шапито вмещает в себя 2500 зрителей. И сотрудники Цирка дю Солей приняли решение продлить гастроли на 2 недели. Таким образом, шоу будет в Москве с 23 октября по 13 декабря.

Ги Лалиберте на предшествующей старту шоу пресс-конференции, говорил, что Россия - это рай. Из полутора тысяч артистов во всем мире 360 - из России. А в московском шоу из 56 артистов - 13 русских. Все они счастливы приехать сюда. И идут разговоры о том, чтобы создать в России постоянную площадку для знаменитого Цирка Солнца. Но нужно посмотреть как пройдут первые гастроли.

Цена на билеты в России повыше, чем в других местах. Это объясняется и политикой перекупщиков, и, отчасти тем, что затраты на выступления Цирка здесь превысили обычные. Тому виной климатические условия: холодно в шатрах в России поздней осенью - ничего не поделаешь. Уже на первом выступлении Цирка - генеральной репетиции, куда Ги Лалиберте пригласил весь звездный городок, своих врачей, тренеров, друзей-космонавтов и на котором присутствовала обозреватель "РГ", погода подвела - ливень накрывал шатер сплошной пеленой. Но впечатлений от шоу это не убавило.

Однако, прежде чем удивиться представлению, люди были шокированы иным. На входе отбирали всю воду и пищевые продукты. Даже у родителей маленьких детей - бутылки с водой. Еду можно было покупать лишь в цирковом буфете. Цены такие - маленький пакетик сока от ста рублей и выше. Сувениры Цирка дю Солей - тоже недешевы: блокнот - 500 рублей, небольшой альбом с фотографиями шоу - 290 рублей, клоунская шапочка - 980 рублей и так далее.

Теперь о самом шоу. Оно называется "Варекай", что означает "где угодно", "где-то", "где-то там". Поскольку Цирк дю Солей - интернационален, для его шоу изобретен специальный язык, который существует подобно эсперанто и похож на все языки одновременно. Хотя, судя по изображению на афишах и на входном билете, может показаться, что Варекай - это ящерица. И впрямь, шоу начинается с того, что перед зрителями появляется диковинное пресмыкающееся. А вслед за ней… начинается самый неожиданный парад-алле, который только можно себе представить. Кажется, что ты попал в фантастический мир, населенный неземными существами.

Первое, что оказывает воздействие на зрителя - это грим и костюмы (всего в представлении задействовано более 600 единиц костюмов, пар обуви, париков, шляп и аксессуаров). Потом поражают декорации - гладкие шесты изображают таинственный лес, в нем странные лестницы-переходы, под куполом - непонятные строения. Не успеваешь отойти от увиденного и услышанной живой музыки, которая, как написал нам читатель на сайте, напоминает шаманские напевы, как на тебя обрушивается самое мощное впечатление - мастерство артистов.

Знаете, почему на "Евровидении" нельзя было полностью оценить выступление Цирка дю Солей, как невозможно это сделать на видеозаписях - как легальных, так и скачанных из Интернета? Потому что одновременно в нескольких местах происходят различные действия и камера, даже не одна, охватить все это и показать не в состоянии. То есть такого, чтобы на манеже был один человек - практически нет. Действие мультижанрово и продумано синхронизировано. Артисты, если они не заняты в своем номере, принимают участие в том или ином качестве в другом. Параллельно свою работу исполняют певцы и музыканты с голосами и инструментами столь же сильными и гибкими, как и тела артистов.

Ги Лалиберте не нужно было летать в космос, чтобы узнать состояние невесомости. Оно развито у его подопечных в полной мере. Кажется, что им все равно - находиться вверх или вниз головой. Они могут ходить по гладкому вертикальному шесту, как по земле, гнуться в разных направлениях и летают под куполом так, словно закона гравитации не существует.

Ги спросили - правда ли, что артисты работают без страховки?

Он ответил отрицательно. Страховка есть. Но - один из принципов работы цирка - ее не должно быть видно. Вот зрители и сидят и напрягаются: есть страховка или нет. Тем временем артисты - а они работают без дублеров, без второго состава, а в выходные дают по два представления - изумляют своей высокой концентрированностью и мастерством. Они движутся, как хорошо отлаженные механизмы.

По официальной информации в основе шоу "Варекай" - история Икара. Но должна сказать, что каждый видит в происходящем на сцене свое. Мне, например, Икар представился ангелом. А то, что я приняла за ящерицу, в описании оказалось персонажем по имени Ля Промиз - экзотическим созданием, очаровывающим Икара. Он в свою очередь преобразил его.

Клоун удивил меня тем, как пронес свое тело сквозь теннисную ракетку, невысокая коренастая девочка выделывала такие трюки на обруче под куполом, что казалось - перед тобой неземная красавица-модель. Китайские мальчики с невероятным напором играли металлическими шарами на специальных тросах. Потом в другом номере эти мальчики, благодаря костюмам, превращались в движущиеся цветы. Больше других понравился даже не цирковой, но удивительно теплый номер - когда певец бегает по залу и манежу, пытаясь поймать луч осветителя. Зал же с особенным восторженным ревом принимал жонглера-виртуоза и гуттаперчевую девушку. Какие эмоции вызвала классическая грузинская лезгинка в конце первого отделения - не передать словами. А заканчивалось шоу весьма уместным в нашей стране номером - русские качели. Я не стану описывать, какие именно трюки исполнялись, скажу только, что никак не могла понять - как можно делать такие кульбиты, когда на ногах тапочки с огромными загнутыми носками, а на голове - пестрая остроконечная шапка.

После шоу, зал пять раз вызывал артистов. Зрители кричали им, как на футболе - дружно и в лад скандировали "Мо-лод-цы"! И то, что шоу "Варекай" создано в 2003 году - семь лет назад, и до России уже поездило по Европе, а после нашей страны едет в Лондон и Цюрих по большому счету не имеет никакого значения - мы такое зрелище видим впервые, хотя, положа руку на сердце, могли бы и сами создать на родной почве нечто подобное.


Источник: "Российская газета"
Текст: Сусанна Альперина
26.10.2009