menu-options

Диана Вишнева: Грани уникального таланта

 В Главном театре состоялась российская премьера международного проекта «Диана Вишнёва: Грани», состоящего из балета Жана-Кристофа Майо «Switch» («Перемена») и спектакля Каролин Карлсон «Woman in а Room» («Женщина в комнате»), поставленных специально для прима-балерины Мариинского театра. В них Вишнёва в очередной раз продемонстрировала великолепное владение искусством современной хореографии и дар драматической актрисы.

Прошло ровно 20 лет с того дня, когда председатель жюри балетного конкурса Prix de Lausanne молодой, но уже известный тогда хореограф Жан-Кристоф Майо был покорен выступлением юной «вагановки» Дианы Вишнёвой, которая блестяще исполнила номер Игоря Бельского «Кармен». Майо разглядел в хрупкой девочке с огромными широко распахнутыми на мир глазами будущую Балерину. И не ошибся.

Сегодня имя Дианы Вишнёвой украшает афиши самых престижных театров мира, на нее знаменитые хореографы ставят балеты, о ней восторженно пишет пресса, подчеркивая, что «энергичный танец Вишнёвой, в котором слились навыки классики и свобода телесного самовыражения «модерна», полон исследовательского любопытства».

«Грани» – яркое тому свидетельство и первая встреча звезды мирового балета Вишнёвой и выдающегося хореографа Майо в совместном творческом проекте.

Спектакль «Перемена» посвящен судьбе балетной Дивы, после того как занавес ее бенефисного спектакля опустился в последний раз и наступило время перемен. Одиночество – удел любого творца, его особое состояние даже тогда, когда вокруг полно людей и кипит жизнь.

Вишнёва блестяще передает состояние своей героини, которая, покинув сцену, задумалась над тем, стоит ли всецело посвящать себя искусству. Появившись в серебристом платье от Лагерфельда, Дива с завистью наблюдает за наслаждающейся жизнью парой. Бернис Коппьетерс (Она) буквально завораживает эмоциональным накалом страстей и магией присущего только ей пластического стиля. Угловатый, но чем-то привлекательный Гаэтан Марлотти (Он) – полная ей противоположность. Однако вместе им хорошо.

Иначе ощущает себя избалованная вниманием и славой Дива. Ее капризам нет конца. Она то пытается держать дистанцию, до начинает исповедоваться, то готова соперничать, то впадает в транс… В создании этого образа Вишнёвой помогает ее совершенная техника, соединенная с эмоциональной и смысловой наполненностью каждого движения. Чистые линии, певучие руки, выразительная пластика, темперамент и дар драматической актрисы делают танец Вишнёвой выразительным, чувственным и необыкновенно современным.

Особо следует отметить музыку Дэнни Эльфмана, известного многим по саундтрекам к фильмам «Планета обезьян», «Человек-паук», «Миссия невыполнима», которая стала полнокровным сценическим образом балета Майо.

Другой своей гранью тема одиночества предстает перед зрителями в спектакле «Женщина в комнате». Хореограф Каролин Карлсон влюблена в фильмы Андрея Тарковского и утверждает, что именно они вдохновили ее на притчу о женщине, которая в пустой комнате «перелистывает» страницы своей жизни.

Убежденная модернистка Карлсон любит стихи Арсения Тарковского, который был сторонником классического стиля в русской поэзии, и принципиально не работает с классическими балеринами. Для Дианы Вишнёвой она сделала исключение, решив через поэзию ее танца показать внутреннюю борьбу человека с собой в замкнутом пространстве одиночества и самоанализа.

Это состояние балерина передает через сны и детские воспоминания, радости и горести множества персонажей, которые «живут» в ее героине. 40-минутные пластические откровения танцовщицы напоминают муки поэтического творчества, когда «стихи растут, как звезды и как розы», а то вдруг неожиданное признание: «когда б вы знали, из какого сора растут стихи».

В финале спектакля героиня Вишнёвой режет ножом лимоны и угощает ими публику в партере: пусть помнят, какова жизнь на вкус.

Своими «откровениями» балерина превратила более чем скромную хореографию «Женщины в комнате» в ритуал душевного очищения, за которым интересно наблюдать. Он высвечивает важную грань ее разностороннего таланта – поэтическую.

Единственным по-настоящему сильным впечатлением от этого спектакля стали поющее тело и выразительно-чуткие руки Дианы Вишнёвой, как напоминание о чем-то удивительно трепетном и необыкновенно прекрасном, чего мы можем лишиться, увлекшись «зримыми стихами», пусть и хорошими, а не поэзией чувств.

 

Вечерняя Москва, 30 марта 2014 года

Валерий Модестов
Источник: http://vm.ru/news/2014/03/30/diana-vishneva-grani-unikalnogo-talanta-241950.html

Еще рецензии на представление «Диана Вишнева. Грани»

Диана Вишнева. Грани

Одиночество с лимоном