Диана Вишнева: Грани уникального таланта
Прошло ровно 20 лет с того дня, когда председатель жюри балетного конкурса Prix de Lausanne молодой, но уже известный тогда хореограф Жан-Кристоф Майо был покорен выступлением юной «вагановки» Дианы Вишнёвой, которая блестяще исполнила номер Игоря Бельского «Кармен». Майо разглядел в хрупкой девочке с огромными широко распахнутыми на мир глазами будущую Балерину. И не ошибся. Сегодня имя Дианы Вишнёвой украшает афиши самых престижных театров мира, на нее знаменитые хореографы ставят балеты, о ней восторженно пишет пресса, подчеркивая, что «энергичный танец Вишнёвой, в котором слились навыки классики и свобода телесного самовыражения «модерна», полон исследовательского любопытства». «Грани» – яркое тому свидетельство и первая встреча звезды мирового балета Вишнёвой и выдающегося хореографа Майо в совместном творческом проекте. Спектакль «Перемена» посвящен судьбе балетной Дивы, после того как занавес ее бенефисного спектакля опустился в последний раз и наступило время перемен. Одиночество – удел любого творца, его особое состояние даже тогда, когда вокруг полно людей и кипит жизнь. Вишнёва блестяще передает состояние своей героини, которая, покинув сцену, задумалась над тем, стоит ли всецело посвящать себя искусству. Появившись в серебристом платье от Лагерфельда, Дива с завистью наблюдает за наслаждающейся жизнью парой. Бернис Коппьетерс (Она) буквально завораживает эмоциональным накалом страстей и магией присущего только ей пластического стиля. Угловатый, но чем-то привлекательный Гаэтан Марлотти (Он) – полная ей противоположность. Однако вместе им хорошо. Иначе ощущает себя избалованная вниманием и славой Дива. Ее капризам нет конца. Она то пытается держать дистанцию, до начинает исповедоваться, то готова соперничать, то впадает в транс… В создании этого образа Вишнёвой помогает ее совершенная техника, соединенная с эмоциональной и смысловой наполненностью каждого движения. Чистые линии, певучие руки, выразительная пластика, темперамент и дар драматической актрисы делают танец Вишнёвой выразительным, чувственным и необыкновенно современным. Особо следует отметить музыку Дэнни Эльфмана, известного многим по саундтрекам к фильмам «Планета обезьян», «Человек-паук», «Миссия невыполнима», которая стала полнокровным сценическим образом балета Майо. Другой своей гранью тема одиночества предстает перед зрителями в спектакле «Женщина в комнате». Хореограф Каролин Карлсон влюблена в фильмы Андрея Тарковского и утверждает, что именно они вдохновили ее на притчу о женщине, которая в пустой комнате «перелистывает» страницы своей жизни. Убежденная модернистка Карлсон любит стихи Арсения Тарковского, который был сторонником классического стиля в русской поэзии, и принципиально не работает с классическими балеринами. Для Дианы Вишнёвой она сделала исключение, решив через поэзию ее танца показать внутреннюю борьбу человека с собой в замкнутом пространстве одиночества и самоанализа. Это состояние балерина передает через сны и детские воспоминания, радости и горести множества персонажей, которые «живут» в ее героине. 40-минутные пластические откровения танцовщицы напоминают муки поэтического творчества, когда «стихи растут, как звезды и как розы», а то вдруг неожиданное признание: «когда б вы знали, из какого сора растут стихи». В финале спектакля героиня Вишнёвой режет ножом лимоны и угощает ими публику в партере: пусть помнят, какова жизнь на вкус. Своими «откровениями» балерина превратила более чем скромную хореографию «Женщины в комнате» в ритуал душевного очищения, за которым интересно наблюдать. Он высвечивает важную грань ее разностороннего таланта – поэтическую. Единственным по-настоящему сильным впечатлением от этого спектакля стали поющее тело и выразительно-чуткие руки Дианы Вишнёвой, как напоминание о чем-то удивительно трепетном и необыкновенно прекрасном, чего мы можем лишиться, увлекшись «зримыми стихами», пусть и хорошими, а не поэзией чувств. Вечерняя Москва, 30 марта 2014 года Валерий Модестов
Источник: http://vm.ru/news/2014/03/30/diana-vishneva-grani-unikalnogo-talanta-241950.html