menu-options

«Маскарад» как вестник грядущих перемен

Андрей Житинкин выпускает лермонтовский «Маскарад».
Маскарад - спектакль, за которым скрывается сразу несколько важных для Малого театра событий. Во-первых, двухсотлетний юбилей самого поэта; вовторых, возвращение в репертуар театра пьесы, которая когда-то именно здесь впервые в Москве была представлена публике; и, наконец, бенефис Бориса Клюева, которому этим летом исполняется семьдесят лет. Именно Клюев и играет Арбенина в этой, возможно, самой мистической пьесе российского репертуара.

Житинкин в своем спектакле, как, впрочем, и в большинстве своих работ, делает основной акцент на красоте — поразить эстетическое чувство зрителя для него как для режиссера едва ли не важнее, чем спровоцировать его на сильные эмоции.

А потому совсем не случаен выбор соавторов «Маскарада» — модельера Вячеслава Зайцева и художника Сергея Бархина. Бархин создает на подмостках Малого театра строгое пространство холодного петербургского ампира, а Зайцев населяет его яркими и манящими силуэтами прекрасных дам и кавалеров, кружащих под звуки знаменитого хачатуряновского вальса, некогда написанного, к слову, все для того же лермонтовского «Маскарада».

И вот в этом вихре таинственной игры, в этой костюмной роскоши и сценографической строгости, в этом мире романтической поэзии и существуют актеры Малого театра.

Свободное пространство исторической сцены придает постановке Житинкина еще больший размах, еще большую масштабность. Становится немного грустно, что первые зрители премьеры смогут увидеть чуть уменьшенную, «сглаженную» копию оригинала, но, с другой стороны, тем сильнее будет и для них ожидание возвращения домой — на Театральную площадь. Туда, где на два года станет несколько одиноко и пустынно без старейшего драматического театра.

P.S. В истории русского театра к постановке лермонтовского «Маскарада» обращались не слишком часто, но зато почти каждый спектакль по этой пьесе служил своеобразной точкой отсчета для жизни театра или даже страны. Все помнят, что самый знаменитый — мейерхольдовский — «Маскарад» вышел в самый канун февральской революции. Тогда страна стояла на пороге перемен, значение которых понятно еще не было. Теперь «Маскарад» выходит в Малом театре — театре, тоже стоящем на пороге перемен. Дай бог, чтобы перемены эти стали для Малого счастливыми.

 

Вечерняя Москва, 28 апреля 2014 года

Ася Иванова

Источник: http://vm.ru/news/2014/04/28/maskarad-kak-vestnik-gryadushchih-peremen-246371.html

Еще рецензии на представление «МАСКАРАД »

Как Воронин Нину Арбенину убил