menu-options

Ленкомовского "Годунова" портит всё. Кроме игры актёров

 Открытие сезона и сбор труппы в "Ленкоме" был омрачен одним неприятным обстоятельством - накануне сломал ногу художественный руководитель Марк Анатольевич Захаров. Но планов своих, тем не менее, он не меняет - сразу после возвращения в строй собирается начать репетиции "Вальпургиевой ночи" по собственному сценарию. А пока "Ленком" открылся другою премьерой; Захаров всегда был чуток ко всему новому, но одновременно - и осторожен в приглашениях. Скажем, он всегда с большим уважением отзывается о творчестве Кирилла Серебренникова, однако до сих пор их творческие дорожки не пересекались.

А вот Константина Богомолова Захаров пригласил. После получивших скандальную известность премьер - "Идеального мужа" и "Карамазовых" - в МХТ имени Чехова, Марк Анатольевич, можно сказать, воспользовался минутной размолвкой Богомолова и Табакова и пригласил его сделать спектакль в "Ленкоме". Богомолов выбрал название, сразу же обещавшее новый скандал и уж точно - любопытство ленкомовской публики, и интерес самого Захарова, который к любым историческим параллелям и аллюзиям всегда был чуток. Богомолов решил ставить пушкинского "Бориса Годунова" - пьесу одновременно и великую, и почти не имевшую счастливых постановок. Самые известные и удачные - спектакль Юрия Петровича Любимова, который ему, как известно, не дали выпустить при советской власти, из-за чего он, в частности, и решил не возвращаться тогда в СССР, и спектакль англичанина Деклана Доннеллана. Удачей считают и киноверсию Владимира Мирзоева, у которого все персонажи - наши современники, и текст Пушкина на удивление точно лег в интерьеры столичного Сити.

Увы, сразу приходится сказать, что спектакль Богомолова пополнит другой, более пространный список неудач при обращении к пушкинскому шедевру. Во-первых, декорация "Годунова" уж слишком напоминает недавних "Карамазовых" - хотя, конечно, это заметят не все, ведь далеко не вся наша публика так внимательно следит за творчеством того или другого режиссера; поклонники же Богомолова этого повторения не моги не заметить. Да и манера режиссера - уж слишком узнаваемая. Конечно, от своего стиля не уйти, и Захарова тоже можно узнать по первым 10-15 минутам, но совсем другое - повторение одного и того же приема, когда в классические монологи - будь то Достоевский или, как сейчас, Пушкин - врывается резвой песней шлягер Стаса Михайлова или, как в новом спектакле, Глюкозы. И этот монтаж пронизывает весь спектакль: поговорили - спели, поговорили - снова спели. Вероятно, чтобы зритель не заскучал, точно режиссер не в силах поверить в то, что пушкинский текст сам по себе сегодня может хоть кого-то заинтересовать.

Поэтому, наверное, разговор об инаугурации Годунова сопровождается видео проезда по Москве президентского кортежа. Как всегда у Богомолова, и тут есть минуты серьеза; и тогда, конечно, видно, что Мария Миронова - одна из лучших сегодня драматических актрис, а Збруев - он играет Годунова - по-прежнему в хорошей форме.

А так - не скажешь, как, впрочем, и раньше, что же именно хотел сказать режиссер своей такой смелой версией. То ли он что-то имеет против власти, то ли, наоборот, пытается признаться ей в верности. А главное, то и дело вспоминался старый анекдот о том, как Аркадий Райкин решил повторить на своем очередном концерте в Одессе удачно прошедший накануне трюк, и ребенок из зала ему заметил: "Дядя Райкин, вчерашняя хохма сегодня уже не хохма".

 

Вести FM, 9 сентября 2014 года

Григорий Заславский

Источник: radiovesti.ru/article/show/article_id/147145

Еще рецензии на представление «Борис Годунов »

Исступление режима