menu-options

Михаил Иванович Царев

Народный артист СССР М. И. Царев
Автор текста Т. Чеботаревская
Редактор-составитель А. Волчанский
М: Детская книга, 1980 г.
 

Есть в советском сценическом искусстве художники, чей талант давно и навечно признан народом. Артисты, без которых трудно себе представить более чем шестидесятилетнюю историю нашего театра. Без которых — в то же время — существовать не может и сегодняшняя сцена. Это люди, всецело посвятившие себя творчеству. Безраздельно. Бескомпромиссно. Люди, все радости и печали которых рождаются на сценических подмостках. У которых нет жизни вне театра, без театра.

Таков Михаил Иванович Царев, награжденный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, народный артист Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, директор Малого театра и председатель его Художественного совета, Председатель Правления ВТО, Президент Советского центра Международного института театра, делегат шести съездов нашей партии. Даже простой перечень должностей М. И. Царева дает представление о его огромной, разнообразной, поистине выдающейся деятельности. Осознание своего труда, как высокого служения общественным интересам, всегда было свойственно лучшим артистам Малого театра.

Биография Царева может быть зафиксирована всего в нескольких строках. С 1919 года по 1921-й учился в Школе русской драмы в Петрограде. Затем актер ряда театров Петрограда, Москвы, Махачкалы, Казани, Симферополя, затем снова Ленинграда и снова Москвы. В 1937 году вступил в труппу Малого театра.

Такова схема. Казалось бы — предельно простая. Но сколько в ней заложено сложного. Разные художники встречались на пути Царева. Несхожи театральные направления, которым он отдавал дань.

Все творческое бытие артиста, любые проявления его таланта — будь то игра на театральной сценической площадке, или выступления на концертной эстраде, или даже общественная деятельность — все отмечено неповторимой художнической и, значит, человеческой индивидуальностью Царева.

Театральная судьба молодого Царева начиналась стремительно. Еще учеником величественного и прекрасного Юрия Михайловича Юрьева, последнего оплота романтической школы, Царев вышел на сцену в роли Ипполита в одноименной трагедии Еврипида. И далее, роль за ролью, утверждалась за ним слава артиста романтического плана, слава «героя».

В те годы он сыграл Орсино («Двенадцатая ночь» Шекспира), Флориндо («Слуга двух господ» Гольдони), Чацкого («Горе от ума» Грибоедова), графа Альмавиву («Женитьба Фигаро» Бомарше), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и множество других ролей подобного плана. И все теснее приникала к его лицу маска романтического героя, рыцаря «без страха и упрека». Прекрасные же внешние данные, уверенная пластика, любовь к слову, голос с его богатством нюансировки, а главное, стремительный темперамент, вскипавший в кульминационные моменты роли, — вcе говорило о том, что произошло попадание «в яблочко». И творческий профиль артиста, казалось бы, определился навсегда.
 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
 

Отзывы