menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Александр Иванович Южин-Сумбатов. Часть 1

Ежегодник Малого театра
1955-1956
Александр Иванович Южин-Сумбатов

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ М. И. Царев (ответственный редактор), Н. А. Анненков, И. В. Ильинский, В. А. Масли, В. А. Филиппов
Редактор тома В. А. Филиппов
Составитель Л. А. Муравьева



А. А. ЯБЛОЧКИНА

Александр Иванович Южин-Сумбатов

В истории русского театра вряд ли найдется другая такая монолитная и многогранная фигура, как А. И. Южин, сочетавший в себе замечательные качества выдающегося актера, талантливого драматурга, исследователя театра, блестящего трибуна-оратора, умного, волевого руководителя и большого общественного деятеля.

Я пришла в Малый театр в 1888 году и с той поры, на протяжении почти сорока лет, работала вместе с А. И. Южиным.

Среди самых больших актеров трудно назвать мастера, который, подобно Южину, сыграл бы с таким профессиональным блеском и на таком высоком художественном уровне столь огромное количество ролей: трагических, героических, романтических и комедийных. Его актерскую музу вдохновляли Шекспир, Пушкин, Шиллер, Грибоедов, Гюго, Гоголь, Гёте, Островский, он сыграл также множество ролей в пьесах Ибсена, Сарду, Скриба, Уайльда, Бьернсона и многих других.

Южин был выдающийся актер. Множество созданных им художественных образов в трагедии ставят его в первый ряд крупнейших трагических актеров, имевших мировое признание. В памяти видевших Южина в трагедийном репертуаре навсегда остались такие его замечательные создания, как Ричард III, Кориолан, Шейлок, Макбет, Гамлет, Яго в трагедиях Шекспира; Дюнуа в «Орлеанской деве», юный и пылкий Мортимер, а позже Лейстер и Паулет в «Марии Стюарт», маркиз Поза в «Дон Кар-лосе» и Карл Моор в «Разбойниках», Рюи Блаз и выдающееся актерское достижение Южина — Карл V в драме «Эрнани» Виктора Гюго.

После Ермоловой мне посчастливилось несколько раз сыграть с ним донью Соль.

Я до сих пор еще слышу знаменитый монолог Южина у гробницы императора, которым артист, находясь один на сцене, в течение пятнадцати минут держал в напряжении зал. Он произносил его с таким мастерством, что публика сидела как зачарованная, буквально боясь перевести дыхание, чтоб не пропустить ни одного звука.

За исполнение этой роли в 1908 году Южину и Ермоловой (донья Соль) были вручены президентом Французской республики знаки академических пальм и Южину поднесли бронзовый бюст В. Гюго работы Родена.

В ролях трагических Южин принимался не всеми, но у большинства крупнейших критиков и знатоков театра он получил признание как замечательный русский трагический актер. Великий Сальвини, игравший во время гастролей в Малом театре свою лучшую роль Отелло, в восторженных выражениях отзывался об исполнении Южиным роли Яго, которая была глубоко продумана и сыграна чрезвычайно тонко. Но если некоторые критики не вполне принимали Южина в трагедии, то все были единодушны в оценке его комедийных ролей, среди которых на первом месте стояла с филигранным мастерством отделанная, вся дышащая непередаваемым тончайшим юмором роль Телягева в «Бешеных деньгах» Островского (я была его партнершей в роли Лидии).

 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.