menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 15

Закрывая настоящее собрание, потому что материал его исчерпан, и еще раз хочу провозгласить вечную славу огромному нервному, вечному, блестящему и могучему росту его талантов и молодых, полных живых соком ветвей. Да здравствует Художественный театр и все его разветвления! Дай бог, чтобы не только пять, а 55 студий, и в 30 лет и дальше, чтобы дело так пошло, чтобы оно распространялось бы своими ветвями и покрыло бы ими всю русскую землю. Да здравствует Художественный театр!

В заключение я предлагаю почтить горячим приветом мозг и волю Художественного театра - Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

 

11

СЛОВО МОСКОВСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕАТРУ

Как-то в одной из моих заметок об основных вопросах театра я употребил фразу, вызвавшую большие нападки на меня. Я сказал, что я люблю именно тех людей, которые работают в театре, участвуют в театре, смотрят в театре, но не тех, которые о нем говорят. Действительно, для меня театр является чем-то таким самодовлеющим, таким определенным, таким неизбежным моментом общественной жизни, в котором должно проявляться внутреннее творчество чисто физиологическое, материальное. Нужна какая-то особая атмосфера, которая не мешала бы теми или другими кривотолками, - что вот это так или не так, и зачем это уходят в другую сторону, а не в ту сторону, как это можно было бы сделать, как это может отразиться так или иначе на впечатлении зрителя и т. д.

Вот с этой точки зрения я и буду рассматривать здесь в очень крупных чертах Художественный театр, потому что не стоит специальными подробностями утомлять ваше терпение и внимание, - рассматривать с той стороны, которой он отражается на состоянии своей эпохи, и что собою и

 

(...)

массу новинок, но из них я не верю ни в «Одну», ни в другую. «Кандалы», наверное, закуют «Шильонского узника», а «Одна» «Правительница Софья» - нет, ничего не выходит! Хотел сострить, да не вышло. Что Вильде уходит, это «чрезвычайно приятно». Унес бы он с собой свою Эсмеральду Аррагонскую или Кастильскую - как ее там. Нам бы больше было места.

Ну, до скорого свидания! Мне, в сущности, и писать-то нечего, да так взял перо - да и вожу по бумаге.

Котя целует Марусю, жмет твою руку. Я тоже целую что следует - все это как водится.

Вл. Немир[ович]-Дан[ченко].

 

25

ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ

12 июля [1895. Нескучное]

Милый Шура! Ты умеешь писать не только хорошие пьесы, но и ласковые, а главное - убедительные письма. И надо иметь много силы характера, чтоб не махнуть рукой на все «срочное» и «обязательное» и не поддаться соблазну, который ты ткешь, как паутину. Уже судя по обращению (рефлекс), ты видишь, что я тронут, ей-богу, честное слово, уверяю тебя, что тронут. (Ведь, когда я говорю тебе, что у меня есть сердце, ты, подлец, сейчас же готов иронизировать!) Но я тронут и готов отписать тебе так же убедительно, что приехать к вам мы не можем.

Ежегодник малого театра 110 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.