menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 27

За стремление сохранить для пролетариата старые театры реалистических традиций Луначарский подвергался постоянным нападкам со стороны целого ряда «революционных» деятелей, обвинявших его в уступке "буржуазной стихии", в "срыве коммунистического мышления".

Положение Луначарского как наркома по просвещению было чрезвычайно сложным. В спорах по вопросу об отношении пролетариата к культурному наследию он занимал принципиальную партийную позицию и с этой точки зрения отстаивал академические театры от нападок «левых» деятелей из Пролеткульта, Рабоче-крестьянского театра и ТЕО Наркомпроса.

Луначарский был убежден, что театр социалистической эпохи должен быть глубоко содержательным, идейным, проповедническим, театром содержательным по своим внутренним качествам. Он должен быть реалистическим и ярким по форме, эмоционально заразительным, психологически убедительным и театрально эффектным одновременно. Именно искусство Малого театра его лучшего периода, рисовавшего крупными мазками героические характеры, будившего в зрителях чувство гнева и протеста против произвола, звавшего на борьбу за свободу и справедливость, казалось Луначарскому наиболее отвечающим требованиям театра социалистической эпохи. Но в то же время он понимал, что в том большом, в основе своей ценном грузе, с которым пришли академические театры к Октябрю, от многого следует отказаться и многое изменить, для того чтобы они могли участвовать в строительстве нового театра. Он понимал, что в крикливых выпадах "левых" на академические театры, в упреках в отсталости и несвоевременности, адресованных их искусству, содержится и доля истины. Особенно это касалось репертуара. Поэтому Луначарский стремился помочь театрам обновить свое искусство как за счет внедрения революционного репертуара, так и за счет обновления всей декорационно-постановочной стороны.

Понимая, что исторически сложившиеся театральные организмы с крепкими традциями являются той основой, на которой будет строиться театр будущего, Луначарский считал, что вместе с тем должны существовать и театры новых, революционных форм, а потому поддерживал бурные поиски художниками театра новых средств театральной выразительности. Но, говоря о правомерности существования театров разных творческих направлений, Луначарский писал: «... все заставляет думать, что большая дорога дальнейшего театрального развития свернет вновь на социальность, на яркое изображение быта, на психологизм, вообще ближе к традициям Малого театра». И дальше: «При понимании своей традиции и своих задач, при умении их выполнить (а руководители и лучшие люди этого театра обладают теперь всем этим) роль его может быть весьма велика».

Луначарский был убежден в том, что старая форма, «т. е. сценический реализм - превосходен». Он считал, что реализм не только не изжил себя, как утверждали "левые" художники, но "крепче всего действует на пролетариат". Поэтому так твердо, несмотря на все нападки, поддерживал Луначарский деятельность Южина, направленную на утверждение реалистических традиций Малого театра.

Ежегодник малого театра 100 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.