menu-options

Владимир Дмитриевич Савельев

Автор: А. БЕРЕЗИНА
По книге "Ежегодник Малого театра 1955-1956"

В. Д. Савельев (1899-1956)

Владимир Дмитриевич Савельев был характерным актером, большим мастером перевоплощения, художником, обладающим способностью отказаться, когда это нужно для создания образа, от своей человеческой сущности, проникнуться чуждыми своей натуре чувствами, мыслями, стремлениями, и зрители, знавшие его только по созданным им образам, таким, как Скалозуб в «Горе от ума», почтмейстер в «Ревизоре», президент фон Вальтер в «Коварстве и любви», генерал Фок в «Порт-Артуре», Адольф Гитлер в кинофильме «Падение Берлина», вряд ли могли себе представить, каким благородным, мягким, обаятельным человеком был Владимир Дмитриевич в жизни.

Владимир Дмитриевич Савельев родился в 1899 году. В 1920 году он поступил в театральную школу при Малом театре и по окончании ее был принят в группу молодых артистов, из которых организовалась Студия Малого театра, позднее переименованная в Новый театр.

В этот период Владимир Дмитриевич переиграл много разнообразных ролей|, среди которых были Никита («Власть тьмы»), Дудукин («Без вины виноватые») и другие, работал над образом Давыдова в инсценировке «Поднятой целины» М. Шолохова.

В 1935 году, после закрытия Нового театра, Савельев был принят в труппу Малого театра, где протекала вся его дальнейшая творческая деятельность.

В Малом театре Владимир Дмитриевич неоднократно и с успехом играл положительные роли, главным образом в спектаклях советского репертуара — инженер Кривошеий в «Московском характере» А. Софронова, профессор Белышев в пьесе А. Салынского «Опасный спутник», Шибанов в «Великой силе» Б. Ромашова. Но центральной линией его творчества была линия сатирическая, обличительная.

Воплощая отрицательные образы, В. Д. Савельев мастерски раскрывал спрятанную под маской благопристойности истинную сущность стяжателей и себялюбцев, мещан и пошляков, предателей и врагов человечества.

Вспомним, например, созданный Савельевым живой и достоверный образ исправника в «Варварах» Горького. Добродушная красноносая физиономия с глуповатой улыбкой, манеры провинциального chevalier galant — вполне безобидная на первый взгляд фигура. Но как оживлялось это лицо, каким масляным блеском загорались глаза, когда разговор принимал «пикантный» характер или когда речь заходила о выпивке! И сразу же обнаруживалось, что «изысканные» манеры господина исправника отнюдь не соответствуют его подлинной натуре ничтожного обывателя, с детства отравленного нездоровым воздухом мещанского болота, каким являлось «высшее общество» городка Верхополья.

Превосходным по точности, законченности, чувству стиля был у В. Д. Савельева образ генерала Фока в «Порт-Артуре» И. Попова и А. Степанова. Великолепная, поистине генеральская выправка, высокая статная фигура в прекрасно сшитом мундире, бесстрастное, невозмутимое лицо с холодными светлыми глазами, выражение которых не менялось даже тогда, когда губы складывались в «парадную» улыбку, — таким представал Фок Савельева на балу у генерала Стесселя. 
 

Продолжение статьи.

Отзывы

Владимир Дмитриевич Савельев: публикации