menu-options

Жаров Михаил Иванович. Часть 2

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

Вершиной его сценического творчества до прихода в Малый театр, где он играет с 1938 года по сей день, была роль молодого матроса Алексея в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского в спектакле Камерного театра, поставленном в 1933 году А. Я. Таировым. Уже в этой работе проявились характерные черты творчества Жарова: правда сценического бытия, глубокое проникновение в сущность образа, умение создавать на сцене цельный и глубокий человеческий характер. Все эти качества актера великолепно развились потом в Малом театре.

В молодые годы М. И. Жаров снискал себе славу прежде всего как великолепный комедийный актер. Слава эта связана с киноэкраном. Первые роли в кино артист сыграл еще в 20-е годы. Подлинный же успех пришел к Жарову, пожалуй, в 1931 году, когда на экранах появился первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», где он снялся в роли главаря бандитов Фомки Жигана. А затем — такие разные роли в кино, как начальник строительства Зайцев в фильме «Три товарища», «король санкт-петербургского бильярда» Дымба в «Возвращении Максима», бывший торговец пирогами, а теперь губернатор Санкт-Петербурга Алексашка Меньшиков в «Петре Первом», дьяк Гаврило в «Богдане Хмельницком», Малюта Скуратов в «Иване Грозном», помещик Смирнов в экранизации водевиля А. П. Чехова «Медведь».

Песня — иногда грустная, а чаще веселая и озорная — всегда рядом с Жаровым. Это он вместе с Н. Баталовым впервые в фильме «Три товарища» исполнил легендарную «Каховку» И. Дунаевского на слова М. Светлова.

В годы Великой Отечественной войны Жаров часто снимался в кинокомедиях и пользовался большим успехом у зрителей в ролях летчика Баранова в фильме «Воздушный извозчик», Еропкина в «Близнецах», Семибабы в «Беспокойном хозяйстве». Была даже роль артиста Жарова в кинофильме «Актриса». Комедийное дарование Жарова с наибольшей яркостью выявилось в кинематографе, а на сцене Михаил Иванович показал себя замечательным драматическим актером.

С первых ролей в Малом театре Жаров утвердился в числе ведущих актеров труппы, близких ей по духу и исполнительской манере. Он завоевал признание в традиционном репертуаре старейшей русской сцены, пьесах А. Н. Островского, сыграв вначале Аполлона Мурзавецкого, а позднее Лыняева в «Волках и овцах», Дикого в «Грозе», поставленной В. Н. Пашенной. С успехом выступил в образах современников — таких, например, как фронтовой командир, морской офицер новой формации Харитонов в спектакле «За тех, кто в море!» по пьесе Б. Лавренева, играл героев Л. Леонова и А. Корнейчука, Н. Погодина и К. Симонова.

Велик и разнообразен послужной список артиста за сорок с лишним лет работы в Малом театре. Есть среди его ролей особенно значительные, наиболее удавшиеся артисту.

Кто помнит его Митрича («Власть тьмы» Л. Толстого) и Храпова («Васса Железнова» М. Горького), Лебедева («Иванов» А. Чехова) и Яагупа («Браконьеры» Э. Раннета), тот согласится, что артист создал не просто живые характеры, но и обобщенные человеческие типы.

«Образ, не занимающий в пьесе ведущего положения, вдруг приобрел в спектакле сложную, понятную и волнующую биографию,— писала газета «Московская правда» о Жарове в роли Лебедева.— Жаров рассказал так много о своем герое, рыхлом, массивном человеке с мягким русским лицом и клоками пушистых светлых волос над высоким лбом, что угадываешь и былую широту его ныне сломленных и исковерканных провинциальным мещанством желаний, и сердечную доброту, и зря растраченную силу...».