menu-options

Жаров Михаил Иванович. Часть 3

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

Полная противоположность Лебедеву — Прохор Борисович Храпов, брат Вассы, в спектакле «Васса Железнова» М. Горького. Прохор в исполнении Жарова казался на первый взгляд лишь беспробудным пьяницей и развратником. Однако в некоторых сценах, и особенно в той, где Прохор узнает, что он наследник огромного богатства Железновых, актер раскрывал звериную, стяжательскую, подлую натуру своего героя.

Михаил Иванович рассказывает, что в процессе репетиций спектакля «Васса Железнова» ему вспоминался фабрикант Куралин, виденный в детстве, стяжатель и ханжа, «застегнутый в сюртук длинный и гнусавый барин», и образ Храпова был в какой-то степени определен воспоминаниями о нем.

М. И. Жаров не только играет, но иной раз и ставит спектакли в Малом театре. Несомненной режиссерской удачей явилась постановка пьесы эстонского драматурга Э. Раннета «Браконьеры», осуществленная в 1961 году, где Михаил Иванович сыграл роль Яагупа.

Эта пьеса о месте и роли художника в современной жизни, думается, привлекла Жарова мыслью, которая особенно близка его творчеству: вера в человека, в его доброе начало, желание и умение помочь заблудившемуся, оступившемуся. Этой мыслью и был пронизан спектакль.

Во «Власти тьмы» Л. Толстого, поставленной Борисом Равенских, было много актерских откровений. К ним принадлежит и образ Митрича, созданный Жаровым. Его Митрич — человек, соединяющий в себе и народную мудрость, и почти детскую наивность, большую духовную силу, выдержку и одновременно сознание своего полного бессилия что-либо изменить в этом темном мире. Есть какое-то трагическое противоречие в том, что этот большой, умный и сильный еще человек так беспомощен в жизни.

Артист писал о работе над ролью Митрича: «Роль старого солдата Митрича очень сложная и глубокая. На первый взгляд она кажется даже в чем-то противоречивой. Недаром так много споров ведется до сих пор в критике о толковании и понимании этого характера. Но для меня, как и для всех участников спектакля, не вставал вопрос, следует ли осудить или оправдать Митрича. Мы увидели в этом человеке прежде всего проявление замечательных черт характера русского человека. Прямой и честный, Митрич прошел большую и трудную жизнь солдата, он верой и правдой служил отечеству. И вот теперь мы видим его нищим стариком, который за кусок хлеба и угол на печке работает у преуспевающего Никиты. После 25-летнего пребывания в царской армии Митрич оказался выброшенным из жизни. У него нет семьи, нет дома, нет земли... Не шутя Митрич считает себя «сиротой и заблудшим человеком».

Митрич в исполнении Жарова — живой человек из народа, как, впрочем, и все его герои, какое бы общественное положение они ни занимали.

Действие пьесы К. Симонова «Так и будет» происходит в последние дни войны, в Москве, в квартире академика архитектуры Воронцова, которого играет Жаров.

Пожалуй, Воронцов так и остался бы одним из тех чудаковатых, рассеянных, милых и нескладных профессоров, каких немало было в наших спектаклях. Но автор в этом образе и в образах членов семьи Воронцова обобщенно отобразил и очень высоко оценил место и роль советской интеллигенции в годы войны. Образу Воронцова это придает большой идейно-политический смысл. Материал роли позволил артисту избежать сценического штампа. Артист конкретизирует характер, играя именно московского академика, а не, к примеру, ленинградского. Коренной москвич виден здесь во всем — в повадке, в манере двигаться и общаться, в чисто московском говоре. Это особенно органично проявляется в предложенной художниками Л. Варпаховским и В. Клотцем декорации — перед зрителем типичная квартира московской интеллигентной семьи 40—50-х годов.