menu-options

Николай Александрович Анненков. Часть 1.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

По книге:
Народный артист СССР Н. А. АННЕНКОВ
Автор текста Н. Велехова.
Редактор-составитель А. Волчанский.
Художник В. Казаков.
Фото И. Ефимова и Е. Мичуриной.
Технический редактор Н. Ковалевская.
Корректор Р. Кармазинова.
М: Детская книга, 1980 г.

Николай Александрович Анненков, как многие талантливые художники, пришел в искусство не сразу, но закономерно. Его ждала другая профессия. Но только год провел он в стенах Института инженеров путей сообщения — в 1918 году вступил добровольцем в ряды Красной Армии и скоро стал участвовать в полковом самодеятельном драмкружке. Боец Красной Армии, Николай Анненков, еще не видя своей личной перспективы в театре, оказался, однако, у самых истоков искусства будущего. В 1922 году имя Анненкова уже значилось в списках актеров Малого театра, прошедших перед зачислением курс обучения в творческих мастерских театра. Еще несколько лет поисков и становления советского театра и пойдет на знаменитой русской сцене подлинно советский спектакль — «Любовь Яровая» К. Тренева, где Анненков сыграет Швандю.

Роль Шванди была поручена молодому актеру внезапно, она, фигурально говоря, свалилась ему как снег на голову. Степан Кузнецов, первый исполнитель этой роли, сломал во время спектакля ногу. Анненков, как можно предположить, знал роль Шванди, потому что это была, по сути, его роль, его характер, его ритм жизни и даже в какой-то общей оценке частица его биографии. Он сыграл Швандю блестяще, и роль осталась за ним.

Яркий талант артиста был рано замечен корифеями Дома Щепкина. В общении с ними Анненков прошел великолепную школу мастерства. Ему была близка романтическая приподнятость, поэтичность искусства А. Остужева. У С. Кузнецова он учился скульптурной лепке характера, верности реализму. Индивидуальность артиста оказалась необычайно восприимчивой к этим двум важнейшим направлениям художественного метода Малого театра.

Анненков вошел в советский театр как художник свободного изъявления чувств. Он смолоду был темпераментен, эмоционален, обладал яркой выразительностью. Активная нравственная и творческая энергия, которая по-разному ощущается у актеров, у Анненкова излучалась необыкновенно открыто. Анненков привлекал своей щедрой праздничностью во всем, что бы он ни играл; таковой была и осталась природа его обаяния.

Близость к герою, ныне уже ставшему классическим, а в молодые годы Анненкова еще новому и необычному, поставила актера перед серьезной задачей. Он искал черты новой психологии, думал о влиянии изменившихся условий жизни на духовный мир человека. Скоро он стал исполнителем ролей героев-современников в новых советских пьесах, и постепенно начала выстраиваться выразительная галерея анненковских героев: Швандя, Кошкин в «Любови Яровой», Мотыльков в «Славе» В. Гусева, Черимов в «Скутаревском» Л. Леонова, Огнев в пьесе А. Корнейчука «Фронт», Максимов в драме Б. Лавренева «За тех, кто в море!», Лавров в «Великой силе» Б. Ромашова. Эти роли по социальной линии родственны актеру, они во многом — плоть от плоти его характера и часть его биографии. Наверное, не ошибемся, если назовем самым живым среди героев его ранней поры Мотылькова: в нем поэтически сконцентрированы черты того идеального героя, которого искали и поэты и актеры в человеческом облике своего современника. И если память поставит рядом с Мотыльковым капитана Максимова, то нетрудно увидеть развитие личности героя Анненкова: большую строгость, суровый драматизм, итог душевного возмужания. Перемена эта не только в содержании сопоставленных характеров, но в палитре красок, которые находит актер.