menu-options

Николай Александрович Анненков. Часть 2.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

Рядом с такими работами в галерее Анненкова размещены и образы иного плана. Это классика, преимущественно русская, и почти все — пьесы Островского. Чистейший Вася в комедии «Не так живи, как хочется»; честный и прямой Жадов в «Доходном месте»; Митя в «Бедности не порок» с его наивной, мягкой натурой; Андрей Белугин с его восстанием, бунтом совести, и наряду с ними — Фрондозо в «Фуенте Овехуна» Лопе де Вега, Рюи Блаз в одноименной трагедии Гюго,— эти образы прошлого тоже питаются нравственным содержанием личности актера.

Анненкова увлекали и разного рода острые и неожиданные поиски; он не отказался играть в 20-е годы в «Горе от ума», где, по замыслу режиссера, Молчалин и Чацкий должны были во время диалога сражаться на рапирах. Правда, Малый театр не принял этих экспериментов в режиссуре Н. О. Волконского, и на том этапе с эксцентрическими поисками было покончено. Однако с исканием истины, с движением новых методов покончено не было. Николай Александрович Анненков — один из упорных, последовательных и активных исследователей и пропагандистов всего нового, что несла жизнь театра. Он был, как говорили когда-то, застрельщиком введения методологии Станиславского в искусство Малого театра. «В прежней системе преподавания, — рассказывает он, — отсутствовал постепенный переход от стадии работы над собой к воплощению художественного образа, от простого к сложному. Актер формировался как художник сразу, без обучения первоначальным элементам». Актер эмоций, актер яркого, мощного темперамента, Анненков задумался над соединением в творчестве рационального начала с вдохновением, над способом проникновения в психологию творчества. Он всегда находил возможность для самоконтроля, наблюдения и выводов методологического плана из собственного творчества.

Характерно, что, уже будучи признанным, именитым актером, Анненков регулярно посещал семинар М. Кедрова по системе Станиславского, желая как можно глубже проникнуть в секреты любимой профессии. Обширнейшая эрудиция, разносторонний творческий опыт сделали его не только большим мастером своего дела, но и одним из выдающихся театральных педагогов. Профессор Анненков ныне возглавляет кафедру в Училище имени М. Щепкина, которое когда-то открыло ему путь на прославленную русскую сцену. Многие его ученики приобрели заслуженную известность. Николай Александрович служит для молодежи образцом безграничной преданности театру, принципиальной художественной честности.

Диапазон творчества Анненкова с годами ширится. Актер положительной, гуманной темы, он вместе с тем — обличитель темных сторон психологии, ее негативных проявлений в жизни.

Одна из лучших его работ — роль адвоката Басова в «Дачниках» М. Горького. Действие спектакля начинается неожиданно: его открывает мужской голос тенорового тембра, который громко и даже с оттенком скрытого ликования ведет партию из «Тоски».

«И вот я умираю, Но никогда я так Не жаждал жизни...»

Это поет Басов. Басов — один из типов русского общества начала века, интеллигент, продавший за блага жизни своей талант, ум и совесть.

Анненков — Басов ликующе поет о жажде жизни, которая все сильнее овладевает его героем, заглушая предчувствие ожидающего его заката.