menu-options

А.В. Анисимов "Театры Москвы" (1984 г.) (Часть 7: "Солодовниковский театр" (ч. 2))

Начало:часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6

 

В 1898 году специальной комиссией был произведен осмотр театра и других построек Солодовникова, в результате чего вскрылисьтеатры москвы 11 большие количества пожароопасных конструкции антисанитарные условия помещений. С этих пор все чаще проектировании квартала участвовал архитектор Н. Д. Руков. По его чертежам в 1900 году была сделана попытка построить курдонер перед бывшим барским домом. Проект осуществили, и старый особняк с испорченным фасадом сих пор стоит на своем месте, а свободная площадка перед ни была занята табачным и фруктовыми киосками. Спустя два года почетный гражданин Гаврила Гаврилович умер, и все V тельные дела вел поверенный опекуна архитектор Струков.
Пожар повредил зданию настолько, что давать в нем представления было уже невозможно. С 24 января 1898 года спектакли Мамонтова шли на сцене Интернационального театра на Главный Никитской. Престарелый Солодовников не успел закончить ремонт и к началу следующего сезона все никак не мог достроить сгоревшую часть так, чтобы и денег ушло поменьше, и пожарная комиссия была бы довольна.
Наконец 22 ноября театр открылся. Колоссальный успех мета новая постановка «Садко». Однако 1899 год оказался для Мамонтова несчастливым. Царский министр Витте втянул его в сомнительное дело организации «Русской Норвегии» на Кольском полуострове и в Карелии. Одна недостоверная финансовая операция привела к аресту С. И. Мамонтова. Его акции различных предприятий тайно были скуплены родственниками Витте. Смертельный удар Частной опере нанес уход Шаляпина на казенную сцену. За ним потянулся Константин Коровин, сжегший все письма Мамонтова, узнав о его аресте 11 сентября 1899 года. Но художники и близкие, искренне ценившие Савву Ивановича как организатора и пропагандиста русского искусства в театре и живописи во главе с Валентином Серовым, горячо вступились за своего друга и учителя. Серов хлопотал о его освобождении перед царем. В феврале 1900 года Мамонтова освободили из-под ареста. Но особняк на Садовой-Спасской, переполненный замечательными произведениями любимых художников и друзей, был опечатан и конфискован. Признавая незаконность денежных операций, суд оправдал Мамонтова. Но его финансовые дела были подорваны. Театр пришлось переименовать в «Товарищество русской частной оперы». С каждым месяцем все настойчивее одолевали кредиторы. Наследники умершего владельца здания все время ужесточали финансовые условия аренды помещения.
Наконец в 1903 году «Товарищество русской частной оперы» было уже не в состоянии снимать это здание и перешло в сад «Эрмитаж». С 1903 по 1907 год Солодовниковский зал снимало «Товарищество русской частной оперы» под руководством М. М. Кожевникова. Этот не очень талантливый коллектив трагически закончил свое существование: грандиозный пожар, разразившийся в 1907 году, уничтожил все имущество труппы, которая уже не смогла возродиться.
На этой сцене было поставлено 43 оперы, причем 12 из них «Садко», «Моцарт и Сальери», «Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и др. Театр имел самый прочный творческий контакт с Римским-Корсаковым и другими русскими композиторами. В качестве Дирижеров и музыкальных руководителей здесь отдельные годы работали С. В. Рахманинов и М.М. Ипполитов-Иванов.
В 1908 году началось активное восстановление театра. По проекту Т.Я. Бардта увеличили фойе и количество лестниц, установили новые инженерные системы: паровое отопление, электрооборудование, железный сценический занавес и автоматические дымовые люки. В связи с надстройкой каменных боковых лестниц (до этого на верхних этажах были лишь узкие деревянные) изменился боковой фасад и стал еще менее пропорционален по отношению к ширине улицы. На стенах здания до сих пор видны следы бывшего рядового трехэтажного дома и безликие объемы наскоро надстроенных лестниц
Интерьеры отделывались более тщательно. Новая техника, в том числе электрическое освещение и росписи повысили качество этого зала. Газета «Русское слово» по случаю открытия нового сезона театра 23 ноября 1908 года писала: «Вчера открыл свой сезон Солодовниковский театр... зал, освещенный «а giozno», выглядит очень красиво и эффектно. Только при полном освещении можно судить о красоте коровинских плафонов, занавесе, об отделке всего театра. Общий вид зала, конечно, выигрывал неизмеримо, никакого сравнения с прежним мрачным грязным залом не может быть. С первого взгляда новый Солодовниковский театр можно назвать родным братом Художественного. Ничего лубочного, кричащего, шаблонного Он весь в новом стиле и в лучшем смысле этого слова... Все в матовых мягких тонах, что придает ему удивительно покойный уютный вид...»
Но это был уже совершенно новый оперный театр С. И. Зимина, который не без успеха продолжил традиции русской Частной оперы С. И. Мамонтова, прекратившей свое существование.
Труппа Зимина- начала выступать с 1904 года в садовых театрах «Аквариум» и «Гай» в Кускове. Несмотря на то что Зимин тратил большие суммы на реконструкцию сцены в «Аквариуме», «небольших размеров холодный сарай с земляным полом и крохотной сценической площадкой» не мог удовлетворить запросы постановщиков.
Сменив еще несколько зданий, Зимин наконец обосновался в Солодовниковском театре. Чтобы подчеркнуть преемственность мамонтовских традиций, Зимин в 1916 году купил у Саввы Ивановича врубелевскую «Принцессу Грезу», чтобы украсить фойе этого здания. С тех лет здесь надолго и прочно разместился оперный театр, продолжавший традиции в популяризации русской музыки. После Февральской революции артисты МХАТа, по словам Станиславского, «раз или два в неделю играли свой обычный репертуар в огромном здании Солодовниковского театра, перетаскивая туда свою обстановку и декорации...». Великий режиссер, обращая внимание на парадоксальную силу искусства, рассказывал, как там ставился «Вишневый сад» чуть ли не накануне Октябрьской революции. «В этот вечер к Кремлю стягивались войска, делались какие-то таинственные приготовления, куда-то шли безмолвные толпы. Например, в других местах улицы совершенно пустели, фонари были потушены, сняты полицейские посты. А в Солодовниковском театре тем менее собиралась тысячная толпа смотреть «Вишневый сад», в котором изображается жизнь как раз тех людей, против которых готовилось восстание...»
«Не доиграть нам спектакля, – говорили мы, – нас прогонят со сцены... Но... спектакль закончился сильнейшей овацией, а из театра зрители выходили молча. Вскоре началась стрельба, укрываясь от которой мы с трудом пробирались по домам после спектакля».
После Великой Октябрьской революции театр называли Малой государственной оперой, Театром Совета рабочих депутатов, а в 1922–1924 годах – Свободной оперой Зимина. Став государственным театром, коллектив часто ставил экспериментальные постановки современных авторов.
Вскоре здание стало использоваться в качестве филиальной сцены Главного театра. Сомасштабные размеры близко положенных сцен и залов, большой оркестр и относительно хорошая акустика сделали зал удобным дополнением главного театра Москвы.
После 1924 года в театре еще много лет в качестве художественного консультанта работал Сергей Иванович Зимин, скончавшийся во время войны – 26.VIII.42 г. Здесь выступали практически все известные певцы ГАБТа и артисты балета, работавшие с 1920-х по 1950-е годы. 1959 год стал последним оперным сезоном в этом здании.
В 1961 году новая сцена Кремлевского Дворца съездов была предоставлена для спектаклей Главного театра, в связи с этим здание филиала отдано Московскому театру оперетты, который ранее размещался на площади Маяковского. По своему местоположению этот зал хорошо сочетался с центральной группой театров на площади Свердлова. Вблизи от него – станции метрополитена.