А.В. Анисимов "Театры Москвы" (1984 г.) (Часть 1: "Театры старой Москвы")
Театральный возраст Москвы невелик. Конечно, зрелищные сооружения Нового Света еще моложе. Но на Европейском континенте в тот век, когда русская профессиональная сцена еще только искала свои будущие формы и пыталась завоевать хоть какое-то место в жизни общества, Франция уже отдала должное Бургундскому отелю, увековечив Мольера и Корнеля, Англия прославилась Шекспиром и его театром «Глобусом», в Испании стали классиками Лопе де Вега и Кальдерон, а живописные коралли подготовили архитектуру ярусного зала.
История театральных сооружений Москвы также, как и всей России, подтверждаемая документами, начинается с конца XVII века, а для глаз нашего современника театральная Москва начинается позже – с Театральной площади. Почти на два века вперед это место для строительства театров определили в 1702 году, дьяки Посольского приказа отнюдь не из любви к театру, а желая удалить его как можно дальше от Кремля. Петр I воспротивился и насильно пытался сделать театральной Красную площадь. По его приказу почти одновременно началось строительство арсенала на территории Кремля, а у кремлевской стены и «Комедийной храмины». Но объективные законы градостроительства и истории скорректировали мечты великого реорганизатора России. Театр не закрепился на главной площади, также, как он не попал туда ни в одной другой столице мира. Арсенал же был достроен позже, после завершения всех петровских побед.
Как и всякое явление художественной жизни, русский театр, и московский в частности, имел два источника своего развития: внутренний и внешний. Народный театр во многом базировался на народных обрядах, игрищах, культовых праздниках скоморошьих затеях... Существовали еще церковный и школьный театры, которые не породили свою собственную архитектуру а приспособили то, что имелось, так и не превратившись в профессиональное искусство.
Профессиональный театр у нас, как, впрочем, и в других странах мог прийти только извне, оттуда, где он был уже в достаточной степени развит, имел школу и кадры. Именно профессиональный театр мог породить в России XVII века новый тип общественного здания – «Комедийную храмину».
История его восходит к 1664 году, в котором, как стало известно, из прямых указаний английского посла в посольском доме на Покровке в Москве была поставлена комедия. Возможно, представления устраивали и в доме боярина Матвеева – передового по тем временам человека. Именно он был ближе всех к работе приглашенной с Запада труппы. Конечно, на первых порах для этого не делались специальные постройки, а просто использовались большие залы в жилых палатах или «обивались» верхние этажи, чердаки. Для царя перед сценой устанавливалось кресло, домочадцы, находившиеся в соседних помещениях, смотрели через решетки, некоторые бояре садились прямо на сцене.
Продолжение: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7