А.В. Анисимов "Театры Москвы" (1984 г.) (Часть 2: "Театры Урусова – Медокса")
Начало: часть 1
В 1776 году князь П. Урусов получил «привилегию» на устройство публичных спектаклей в Москве. Вскоре к нему присоединился Маддокс Меккол (Михаил Егорович) Медокс, приехавший из Англии в 1766 году. После того как Медокс выступал в Петербурге эквилибристом и давал в Москве «механические и физические представления», он решил основать свое театральное дело.
Вначале, не имея своего здания, Урусов арендовал дом графа Воронцова на Знаменке. Здесь он с Медоксом и организовал постоянный московский театр в специальной деревянной пристройке. В челобитной московскому градоначальнику князю Прозоровскому Медокс так описывал это сооружение: «...Три деревянные стены, прирубленные к каменной, составляли непрочное сооружение оного без всякого порядка и украшения внутри, без всякой удобности и важности, приличной публичному зданию снаружи». Театр прижился и в течение четырех лет с успехом работал, но в 1780 году во время представления трагедии «Дмитрий Самозванец» сгорел. Он остался в истории как Знаменский оперный дом. Каменное же здание самого дворца сохранилось до наших дней, хотя современный вид оно приобрело после перестройки 1802 года.
В последующее время здесь размещались частные гимназии, после 1918 года – опытная трудовая школа, а ныне – Московская средняя музыкальная специальная школа им. Гнесиных. Место, которое занимал театральный зал, так и осталось незастроенным (ул. Фрунзе, 12).
История театральных зданий – это история грандиозных пожаров. Да иначе и быть не могло. С одной стороны, открытый яркий огонь освещения от свечей, керосиновых и масляных ламп, с другой – деревянные конструкции или, по крайней мере, деревянная отделка при самых примитивных противопожарных мероприятиях.
От пожара 1780 года князь Урусов потерпел большие убытки и отказался от своей затеи, несмотря на то, что еще в 1777 году купил у князя Лобанова-Ростовского обгорелый Двор в Белом городе, между рекой Неглинной и Главный Дмитровкой. Урусовскую долю «привилегии» купил Медокс и продолжил начатое дело. Деньги на строительство он получил от доходов со своего второго предприятия – вокзального заведения. Вокзалы в XVIII веке – группа парковых сооружений с танцзалами, ресторанами и трактирами. Основную роль в них обычно играл летний концертный зал или театр. Таких заведений в Москве было несколько. Они являлись прообразами будущих садов-буффов и «эрмитажей». Медоксу принадлежал вокзал близ Рогожской заставы и Дурного переулка (ныне Товарищеский переулок, недалеко от нынешней Таганской площади). Здесь ставили маленькие оперы и комедии. После представления обычно устраивали бал или маскарад с ужином. Медокс мечтал создать здесь театр для простого народа, но на деле собиралась изысканная публика. К началу XIX века это место называлось «английским вокзалом». В нем появился красивый летний театр для опереток. В саду – уютные кофейни, качели и другие развлечения. Современники утверждали, что в «английский вокзал» съезжалось в отдельные дни до 5 тысяч человек. Вот это-то заведение и явилось источником средств для строительства будущего главного театра Москвы. Описанные постройки погибли в 1812 году, и местность была застроена домами иного назначения.