menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 4.

Балет Главного театра, 1946 годРанее: Часть 3

Случилось мне видеть Лобанова, плясавшего по-русски в числе многих пар, одетого одинаково со всеми. Все ловки, все красивы, все пляшут хорошо, а Лобанова узнаешь из всех по особой прелести его пляски. Публика любила его и в цыганской пляске, где он в красной поддевке был до того вертляв и бешен, что не было возможности уследить его движений. Заставляли криками фора — тогда еще bis не кричали — переплясывать несколько раз, он обыкновенно бросал свою шляпу в глубь сцены, бежал за нею и скрывался за кулисы. После брошенной шапки публика уже более его не заставляла повторять. Так знали и так привыкли к этой выходке Лобанова».

В 1819 году на московскую сцену, после краткого перерыва, вновь возвратился итальянец Бернарделли. Московский зритель, снова увидав в балете знакомых персонажей итальянского народного театра и драматические ситуации балетов Вигано, устремился в театр. За девять лет своей службы в Москве Бернарделли поставил более 28 балетов. Кроме того, незадолго до своей смерти Бернарделли выступил в качестве балетмейстера в Петербурге, осуществив там постановку «Волшебной флейты» — балета, продержавшегося на репертуаре почти целое столетие. Но самое значительное из того, что передал Бернарделли московскому балету, были его приемы драматической игры, которые он сумел крепко утвердить как в среде артистов, так и в среде зрителей.

Последующая критика, вспоминая прошлое, часто с сожалением констатирует отсутствие в московской балетной труппе Бернарделли, погибшего от холеры в 1830 году. Все же ни Бернарделли ни Аблец не сыграли в истории московского балета такой крупной роли, как Глушковский. Его деятельности, пусть во многом и несовершенной, московский балет обязан всем своим последующим развитием. Глушковский сорганизовал балетную труппу в Москве, воспитал ее педагогическими приемами своего учителя — великого Дидло, познакомил с лучшими произведениями последнего и, наконец, последовательно и упорно работал над созданием русского балетного спектакля.

Его балеты на сюжеты Пушкина и Жуковского страдали очень многими крупными недостатками, но это не умаляло их значения для развития национальной тематики в балете. Без предварительной деятельности Глушковского нельзя было бы приступить к дальнейшей работе. Деятельность Глушковского всецело относилась к периоду исканий и становлений. Основным задерживающим моментом в этом отношении было отсутствие соответствующего театрального здания и задержка с подготовкой необходимых кадров.

Продолжение: Часть 5