menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 30.

Ранее: Часть 29

Следующей работой Горского в Москве была постановка балета «Дочь Гудула». Если в «Дон-Кихоте» балетмейстер еще робко попытался применить к хореографии свои новые художественные установки, то здесь он уже сделал это в широком масштабе. Свою работу он начал с создания новой сюжетной канвы для балета, на основе романа В. Гюго — «Собор Парижской Богоматери», а не путем переделки либретто старого балета Перро «Эсмеральда».

Горский сам написал новый сценарий и подробно разработал режиссерский план. Композитор Симон написал музыку для нового балета. Балет трактовался Горским как мимодрама. Премьера вызвала споры. На этот раз часть критики стала на защиту Горского, но зато другая часть отказывалась принимать новые творческие установки балетмейстера. Его называли «декадентом», а балет «мнимодрамой», и обвиняли постановщика в грубом натурализме. Споры, возникшие вокруг постановки, заставили Горского пересмотреть некоторые приемы своего творчества. В итоге он пришел к заключению, что к балету, как к искусству сугубо условному, неприменима часть установок Художественного театра, что надо продолжать искать что-то новое, но свое.

В дальнейшем, почти двадцатипятилетняя деятельность Горского в Москве — это непрерывная цепь интереснейших в художественном отношении балетных спектаклей. Апогеем творческого подъема Горского была постановка в 1910 году балета «Саламбо» на сюжет романа Флобера с музыкой А. Ф. Арендса и декорациями К. Коровина. В этом своем произведении балетмейстер достиг полного слияния действия, танца, сюжета, оформления и музыки.

Аренде, не будучи крупным композитором, был высококультурным музыкантом, обладавшим блестящим знанием балета, и его музыкальное сопровождение спектакля до сего времени могло бы служить примером многим начинающим композиторам. Зритель высоко оценил спектакль. Успеху балета много способствовало участие в нем Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина и других. Как все великие мастера балета, Горский никогда не удовлетворялся достигнутым, он все время двигался вперед, совершенствовался, упорно отвергал не оправданный действием танец, ратуя за балет-пьесу, проникнутую художественным реализмом.

Продолжение: Часть 31