menu-options

"Кремлёвский Дворец съездов" (Часть 2)

Начало: часть 1

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семнадцатого октября 1961 года начал свою работу XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. В этот день впервые открылись двери нового Дворца съездов, построенного в Московском Кремле. Остались позади напряженные полтора года в течение которых сооружалось это здание, дни исканий, раздумий, споров, интенсивной работы, острых «оперативок» на стройке.
Еще совсем короткая история Дворца неотделима от многих важнейших событий современности. В этом здании была провозглашена величественная программа построения коммунизма. Здесь страна чествовала своих любимых героев-космонавтов. В новом Дворце проходили заседания Международного конгресса за разоружение и мир и Всемирного конгресса женщин. Тут заседал Всемирный конгресс профессиональных союзов, звучали молодые голоса участников Всемирного форума солидарности молодежи и студентов. На сцене Дворца демонстрируются лучшие достижения многонационального искусства СССР, выступают зарубежные артисты, состоялись гастроли всемирно известной Миланской оперы «Ла Скала». Сцена Дворца предоставлена для постоянного показа оперных и балетных спектаклей нашего прославленного Главного театра.
Дворец съездов построен по проекту архитекторов М. В. Посохина (руководитель авторского коллектива), А. А. Мндоянца, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллера, Н. М. Щепетильникова, инженеров Г. Н. Львова, А. П. Кондратьева, С. Я. Школьникова, Т. А. Мелик-Аракеляна.
Время, когда создавался Дворец съездов, было для советской архитектуры периодом напряженной творческой перестройки. Смелые новаторские искания, отвечающие передовой идеологии советского народа, строящего коммунистическое общество, и высокому уровню современной строительной техники, стали сопутствовать решению всего многообразного комплекса архитектурных проблем. По-новому стали решаться градостроительные вопросы, изменилось отношение архитекторов к планировочной и тектонической структуре сооружений. Иными стали и приемы использования синтеза искусств.
Изменения в методах современного архитектурного творчества нашли свое отражение и в подходе членов авторского коллектива Кремлевского Дворца съездов к решению поставленной перед ними задачи. Создавая проект этого нового по своему идейно-политическому значению здания, они стремились воплотить в его архитектурно-художественном замысле все те прогрессивные творческие устремления, которые характеризуют современный этап развития социалистической архитектуры.
В ходе проектирования и возведения Дворца коллектив участников строительства постоянно ощущал внимание со стороны ЦК КПСС и Советского правительства. Оказывая полное доверие проектировщикам и строителям, они направляли их на правильные решения и помогали осуществить то, что казалось неосуществимым. Это сыграло огромную роль как для разработки самого архитектурного замысла, так и для осуществления его в строго ограниченные сроки.
Строительство Кремлевского Дворца съездов было закончено к точно установленной дате. Началась эксплуатация сооружения – время проверки правильности принятых решений – и технических, и художественных.
Дворец живет интенсивной, многогранной жизнью. Поток его посетителей очень велик. За неполных три года здесь побывало более четырех миллионов человек. Многие из них хотели получить подробные сведения о здании; многих интересовало, каким образом решались задачи, возникавшие при проектировании и строительстве Дворца. Ответом на многочисленные запросы служит издание этой книги. Цель ее – рассказать как широкому кругу читателей, так и специалистам об основных проблемах, стоявших при создании Дворца съездов, обосновать причины принятых архитектурных и инженерно-технических решений, а также показать условия, при которых в короткие сроки на территории Московского Кремля выросло новое крупное общественное здание.
По предложению Института теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры, в плане которого было намечено монографическое исследование о Кремлевском Дворце съездов, в состав авторов книги вошли участники проектирования и строительства этого сооружения архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц и старший научный сотрудник института кандидат архитектуры Н. А. Пекарева.

 

кремлевский дворец

 

 

Московский Кремль. Схема


I – Красная площадь; II – Александровский сед; III – Москва-река; IV – Ивановская площадь; V – Соборная площадь; VI – улица Каляева; 1 – Мавзолей Ленина; 2 – собор Василия Блаженного; 3 – Спасская башня; 4 – Никольская башня; 5 – Кутафья башня; 6 – Троицкая башня; 7 – Кремлевский Дворец съездов; 8 – собор 12 апостолов; 9 – Успенский собор; 10 – Иван Великий; 11 – Благовещенский собор; 12 – Арсенал; 13 – здание Сената; 14 – Кремлевский театр; 15 – Главный Кремлевский дворец



 

 

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

 

За годы Советской власти в нашей стране возникло множество новых типов общественных зданий, вызванных к жизни новым социальным строем и непрерывным ростом благосостояния социалистического общества. Подлинный демократизм Советского государства, широкое участие трудящихся в политической, общественной и культурной жизни страны вызвали потребность в универсальных общественных сооружениях большой вместимости, в равной степени пригодных для проведения съездов, конгрессов, народных собраний, театральных представлений, концертов и демонстрации кинофильмов. Именно таким сооружением является Кремлевский Дворец съездов, строительство которого было приурочено к открытию XXII съезда КПСС.
Решение о строительстве нового Дворца в Кремле было принято в апреле 1959 года. Седьмого октября 1961 года это сооружение было полностью закончено и принято правительственной комиссией. Семнадцатого октября здесь собрались делегаты XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза и многочисленные гости из большинства стран мира.
По своему функциональному многообразию Кремлевский Дворец съездов не имеет прототипов ни в отечественной, ни в мировой архитектуре. Дворец народных форумов, предназначенный для съездов КПСС, сессий Верховного Совета СССР, международных конгрессов, торжественных митингов и широких совещаний, он в то же время имеет и театрально-зрелищное назначение самого широкого профиля, а также служит местом для проведения больших народных празднеств, приемов, банкетов, новогодних встреч, балов и т. п.
Зал заседаний (зрительный зал) Дворца вмещает 6 тысяч человек. Помимо него в здании имеется банкетный зал, рассчитанный на 2500 посадочных мест или на 4500 человек при проведении массовых приемов. Каждый из залов может функционировать самостоятельно.
Выбор места для строительства Дворца съездов представлял собой особенно ответственную задачу, так как градостроительная роль этого сооружения должна была соответствовать его идейно-политическому значению. Строительство Дворца в Московском Кремле – месте, священном для каждого советского человека, наиболее полно отвечало этим высоким требованиям. В подобном решении заложен глубокий смысл. Ведь Московский Кремль – это не только выдающийся исторический и архитектурный памятник минувших эпох, но прежде всего центр первой в мире социалистической державы, место, связанное с деятельностью великого Ленина. Знаменательно, что провозглашение новой Программы КПСС состоялось именно в Кремле, в этом историческом месте, служащем для людей доброй воли всех континентов символом новой эпохи в истории человечества.
Известие о том, что в Московском Кремле будет сооружено новое общественное здание, естественно, волновало не только участников строительства, оно взволновало всех советских людей, любящих Москву. Пугало вторжение нового в уже сложившийся архитектурный организм. Казалось, что оно может пагубно отразиться на кремлевском ансамбле – этом шедевре отечественного и мирового зодчества.
Однако авторы проекта Дворца не разделяли этих опасений. С самого начала они были глубоко убеждены в правильности принятого решения, считая, что подобные сомнения опровергаются всей многовековой историей Кремля и не имеют под собой реальной почвы. Ведь Кремль никогда не был застывшим, мертвым, музейным памятником архитектуры. Он всегда жил напряженной жизнью, непрерывно развиваясь в соответствии с новыми требованиями общества. И в этом – одна из наиболее примечательных особенностей Московского Кремля, отличающая его от многих древних архитектурных ансамблей мира, уже давно утративших свое общественное значение и целиком связанных лишь с прошлым своего народа, а не с его настоящим и будущим.
Московский Кремль складывался на протяжении многих веков. Как известно, первое упоминание о нем относится к 1156 году, когда согласно летописи ниже устья реки Неглинной возникла первая Кремлевская крепость. Первоначальные размеры этой маленькой деревянной крепости, раскинувшейся на Боровицком холме, составляли около одной восьмой части современного Кремля.
С тех пор прошло более восьми столетий. За это время Кремль неоднократно перестраивался. Расширялась его территория, деревянные здания заменялись каменными. В застройке Кремля воплотились художественные вкусы разных поколений. Многие исторические эпохи оставили здесь свой след, внося в соответствии со своим пониманием прекрасного вклад в формирование этого величественного ансамбля.
В результате многовекового развития Кремля в нем сосредоточились ценнейшие образцы национального культурного наследия, замечательные произведения зодчества, раскрывающие в художественных образах страницы истории русского народа. Кремлевские стены и башни, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Арсенал, бывшее здание Сената и другие архитектурные памятники возникли в разное время. Вместе с тем при всем их многообразии Московский Кремль представляет собой целостный архитектурный организм, поражающий своим органическим единством. Сооружения, созданные в разные исторические эпохи, формируют неповторимый по своеобразию живописный ансамбль, в котором архитектура и природа сливаются в одно гармоническое целое.
 

 

Продолжение...