menu-options

"Кремлёвский Дворец съездов" (Часть 6)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5

 

кремлевский дворецНеобходимо было найти логическое функциональное членение внутреннего объема Дворца по основным группам помещений, обеспечивающее возможность их полноценного использования. Вместе с тем все элементы здания должны были быть органично связаны в единое пространственное целое.
Принятая структура плана, по мнению авторов, наиболее логично отвечала общему строгому построению основного объема здания. При простоте внешних очертаний сооружения архитекторы добивались мне многоплановой кремлевский дворецобъёмно-пространственной композиции интерьеров. Открытое, развитое по вертикали многоярусное членение внутреннего пространства Дворца позволило наиболее рационально разрешить сложные функциональные задачи и вместе с тем явилось активным средством художественной выразительности общего архитектурного замысла.
Все многообразные помещения Дворца скомпонованы в прямоугольный план, в котором отчетливо выделен его главный элемент – зал заседаний (зрительный зал), расположенный на основной продольной оси здания и частично заглубленный ниже уровня земли. Остальные помещения, компонуясь вокруг этого главного ядра композиции, образующего в целом единую объемно-планировочную структуру.
Второе по величине помещение Дворца съездов – банкетный зал – расположено над зрительным залом и фойе балкона. Оно вписано по высоте в единый объем со сценической коробкой. Это позволило избежать обычной для театральных зданий изрезанности силуэта с выступающим над основным телом сооружения кремлевский дворецпараллелепипедом сценической части.
Банкетный зал размещен с отступом от наружных стен основного корпуса Дворца на 6,4 метра, благодаря чему на плоской кровле образуется открытая прогулочная площадка, опоясывающая зал с четырех сторон. Отсюда открывается величественная панорама Кремля и города.
Все внутреннее пространство наземного и подземного объема здания со стороны главного фасада отведено под развитую систему фойе, предназначенных для обслуживания обоих залов. Сообщение между всеми поэтажно расположенными помещениями, по которым кремлевский дворецпроисходят загрузка и эвакуация зала заседаний и банкетного зала, обеспечивают две группы эскалаторов и парадных лестниц.
Организация плана с четким распределением основных людских потоков и открытое размещение эскалаторов и лестниц позволяют легко ориентироваться в этой развитой системе многообразных по своему функциональному назначению помещений.
Главный вход с Каляевской улицы расположен по продольной оси здания на уровне стилобата. Из широкого стеклянного тамбура четыре попарно объединенных эскалатора спускают посетителей в гардероб, рассчитанный на 6 тысяч человек. Он размещен в цокольном этаже на глубине восьми метров ниже уровня земли за пределами наружных стен наземного объема.
Гардероб сообщается с нижним распределительным фойе, из которого пять открытых лестниц ведут в кулуары партера зала заседаний. В цокольной части здания размещены также центральный переговорный пункт и почтовое отделение, туалетные комнаты партера и амфитеатра.
Для эвакуации гардероба помимо эскалаторов, размещенных в центральном тамбуре, предусмотрены боковые лестницы, ведущие к выходам на Коммунистическую улицу и на Ивановскую площадь. В случае необходимости они могут также служить дополнительными проходами в главный гардероб.
кремлевский дворецИз гардероба посетители поднимаются в фойе партера и амфитеатра, расположенное на уровне стилобата в головной части здания. Это – основное фойе Дворца, место наибольшего скопления публики Сюда можно войти и минуя гардероб, через стеклянный тамбур главного входа, расположенный на одном уровне с фойе. В теплое время года именно таким путем входит во Дворец большинство посетителей
Главное фойе, так же как и нижнее распределительное, ориентировано перпендикулярно основной продольной оси здания и своей протяженностью контрастирует с компактной формой зрительного зала. Над ним размещается фойе балкона; выше – кулуары банкетного зала.
Пять пологих лестниц ведут вниз, в кулуары, опоясывающие партер зрительного зала. Отсюда посетители попадают в партер. По другим четырем лестницам зрители поднимаются в амфитеатр.
кремлевский дворецРасположенные по обеим сторонам главного входа эскалаторы, а также лестницы в торцах главного фойе ведут в верхнее фойе, откуда осуществляется загрузка балкона зрительного зала. При проведении приемов здесь собираются приглашенные; отсюда они поднимаются в банкетный зал.
Пространство фойе балкона не изолировано и не замкнуто. С торцов оно сливается с кулуарами зрительного зала, ведущими к переходам в Большой Кремлевский дворец. Расположенные в южном торце здания остекленные переходы образуют внутренний дворик, который используется как для нужд сцены, так и в хозяйственных целях.
Для того чтобы наиболее органично соединить новый Дворец ее старым, в качестве нейтрального связующего звена между этими столь различными по своей стилевой характеристике сооружениями была выбрана живая природа. В помещении, непосредственно примыкающее, к стене Большого Кремлевского дворца, разместили зимний сад. Здесь в стороне от движения, на возвышении из полированного зеленого уральского мрамора «змеевика» живописно группируются растения.
Со стороны фасадов, обращенных к Ивановской площади и Коммунистической улице, к зрительному залу примыкают многочисленные помещения, связанные с работой Дворца в дни съездов, сессий, конгрессов и т. п. Здесь располагаются вестибюли, рабочие комнаты, фойе и буфеты Президиума и дирекции Дворца, редакционно-издательский отдел с от дельными кабинетами, машинным бюро, рабочими комнатами, а также многие другие обслуживающие помещения.
Почти всю южную часть здания занимают помещения сценического комплекса, расположенные как в наземном, так и в подземном его объеме.

 

* * *

кремлевский дворецС общим объемно-планировочным построением здания связана его внешняя архитектурная характеристика. При ее разработке стояла задача придать сооружению современный облик и в то же время гармонично связать новое здание с его историческим окружением. Для достижения этой цели необходимо было не только учесть художественные традиции русского зодчества, но и попытаться развить в новом качестве основные закономерности всего кремлевского ансамбля.
В частности, особенно сложной оказалась задача найти масштаб и ритм фасадных пилонов, не противоречащие характеру построек, окружающих Дворец. В этом направлении была проделана большая работа.
Большое внимание уделялось выбору облицовочных материалов и органической связи их с общей цветовой гаммой, характерной для Московского Кремля. Выражению общей идеи Дворца съездов должны были способствовать не только спокойный строй архитектурных форм, но и гармоничная целостность светлого колорита его белой мраморной облицовки.
Три основных фасада Дворца, обращенных к площади и улицам Кремля, выполнены единым архитектурным приемом. Основой их композиционного построения служит ритм пилонов, чередующихся с лентами оконных проемов, которые заполняют снизу доверху все пространство между ними (расстояние между осями пилонов – 3,2 м, ширина оконных проемов – 2,44 м). В поперечном сечении пилоны имеют форму вытянутой трапеции с основаниями 76 и 28 сантиметров. кремлевский дворецПри общей высоте 17,6 метра они представляют собой большие, легкие призмы, выступающие из плоскости фасадов на 1,1 метра. Облицованные белым уральским мрамором «коелга» (Челябинского карьера) с рифленой поверхностью пилоны на темном фоне зеркальных стекол создают глубокий рельеф.
Тонкие алюминиевые анодированные в золотистый и черный цвет оконные переплеты непосредственно примыкают к пилонам. Сплошное остекление тянется по всей высоте основного объема здания. Благодаря сочетанию естественного камня с большой остекленной поверхностью и алюминиевыми переплетами композиция приобрела своеобразный характер. Мрамор, этот древнейший материал, выступает в подобных условиях как бы в новом качестве.
Крупный масштаб и единство спокойного ритма повторяющихся элементов, опоясывающих здание с трех сторон, должны были придать сооружению цельность и монументальность. В то же время расчленение фасадов по всей их высоте ритмическими рядами вертикалей обогащает пластику простого компактного объема Дворца. То сливаясь в единый белокаменный массив, то раздвигаясь и раскрывая перед зрителем темные ленты окон, сильно выступающие пилоны создают живую, меняющуюся в зависимости от ракурса поверхность. На простых и четких кремлевский дворецформах здания возникает богатая игра света и тени. Реагируя на малейшие изменения естественного освещения, белый мрамор облицовки приобретает различные оттенки. Все это придает облику Дворца многообразный, динамический характер.
Напряженный вертикальный ритм пилонов объединяется горизонтальным поясом верхней части основного объема здания, облицованным, так же как и пилоны, белым мрамором. Простой геометрический рисунок орнаментальной обработки его глухой поверхности имеет подчеркнуто мелкие членения. Этот прием придает всему сооружению масштабность и вместе с тем объединяет его с кремлевский дворецболее дробным ритмом декоративных мотивов соседних древних построек.
Сквозь прозрачные стены Дворца хорошо видна внутренняя жизнь здания. Эту обозримость сооружения особенно ощущаешь, когда видишь, как гуляющие по Кремлю задерживаются у Дворца, рассматривая не только его внешний облик, но и интерьеры.
Наиболее ясно с улицы просматривается главное фойе. Расположенное в головной части здания на уровне стилобата, оно кажется естественным продолжением площади перед главным входом. Эта связь внутреннего и внешнего пространства как бы стирает грань между наружным и внутренним архитектурным обликом сооружения, сливая их в единый идейно-художественный образ.
Интерьеры Дворца раскрываются во внешнее пространство особенно по вечерам, когда на фоне ярко освещенных оконных проемов проецируются силуэты эскалаторов и лестниц и при свете люминесцентных ламп отчетливо читается по всей высоте здания его внутренняя структура.
кремлевский дворецИные условия определили архитектурный облик четвертого, юго-западного фасада, выходящего в маленький дворик между новым зданием и Большим Кремлевским дворцом. Почти всю поверхность этого фасада занимает друхъярусная подвесная открытая галерея, на которую выходят сценические помещения. В нее встроены также лестницы из банкетного зала, размещенные за легким ограждением из вертикальных элементов.
При единстве общего композиционного построения основные фасады Дворца не равноценны. В торцовом, выходящем на улицу Каляева, расположен главный вход в здание – стеклянный объем, выступающий из плоскости кремлевский дворецфасада на 7 метров и увенчанный козырьком вылетом 9,9 метра. Консольная конструкция козырька, выполненная из стали, подчеркивается рисунком алюминиевых переплетов, где импосты нижнего и верхнего поясов остекления не совпадают между собой по вертикали. Этим приемом, как бы говорящим о том, что сильно выступающий навес не имеет наружных опор, выявлен конструктивный смысл свободно вынесенной консоли.
Своей задней стенкой стеклянный объем главного входа врезается в центральную часть основного фойе Дворца и составляет с этим обширным залом единое пространственное целое. В теплые месяцы, когда нет необходимости пользоваться гардеробом, посетители, поднявшись с Каляевской улицы на площадку стилобата, проходят прямо в фойе.
В центральной части главного фасада над входом размещен золоченый государственный герб Советского Союза. Высоко вознесенный над зданием, он конкретизирует идейный смысл Дворца съездов.
Дополнением к этому символу советской демократии служат смальтовые мозаичные изображения эмблем освобожденного труда, мира и социализма, размещенные на мраморных плоскостях простенков между горизонтальными оконными проемами банкетного зала. Эти же темы развиваются и в композиции, выполненной врезанной линией на мраморной облицовке фасада здания дипломатического корпуса.

 

Продоложение...