menu-options

Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова. К 20-летию театра (Часть 3)

Начало: часть 1, часть 2

 

IV сезон (1994-1995)

 


новая опера«О Моцарт! Моцарт...»

 

Реквием в двух частях
В основе спектакля: опера «Моцарт и Сальери»
Н.А. Римского-Корсакова, фрагменты Реквиема,
фортепианных концертов № 21 и № 23 В.А. Моцарта,
увертюра к опере «Тарар» А.Сальери
Музыкальная редакция Евгения Колобова
Дирижер Евгений Колобов
Режиссер Владимир Васильев
Сценография и костюмы:
Виктор Вольский, Рафаил Вольский
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера: 17 февраля 1995 г.
Государственный Кремлевский дворец

 

• На премьере зал Кремлевского дворца, насчитывающий 6000 мест, был полон. Люди шли на спектакль, созданный Колобовым и Васильевым, которых связывала творческий дружба и совместная постановка балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
• Е. Колобов: «У Шопенгауэра есть удивительное размышление о природе таланта и гения: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которых обычные люди не видят». В спектакле мы пытаемся прикоснуться к тайне Гениальности – Божьего дара, судьбы и предназначения гения».

 


«Двое Фоскари» Дж. Верди

 

Опера в двух действиях
Дирижер Евгений Самойлов
Режиссер Валерий Раку
Сценография и костюмы: Виктор Герасименко
Хормейстер Виктор Кутураев
Премьера: 26 марта 1995 г.
МХАТ им. А.П. Чехова

 

• Опера «Двое Фоскари» лишь дважды ставилась в России: в 1847 г. силами итальянской труппы в Петербурге и в 1995 г. – в театре Новая Опера. Исполнить неизвестное произведение предложил дирижер Евгений Самойлов, найдя партитуру в архивах библиотеки Мариинского театра: «Мне было интересно обратиться к этому раннему произведению Верди, в котором заложены лучшие черты его таланта, раскрывшиеся в более поздних, широко известных операх».
• Сценография решена в строгой геометрии – черные ступени лестницы, вытянутые острые треугольники. Насыщенные цвета костюмов: красный, белый, черный, золотой и причудливые головные уборы напоминают венецианские мотивы. Четко выстроены мизансцены, где все подчинено трагедии главных персонажей. Для режиссера Валерия Раку и художника Виктора Герасименко это был первый опыт сотрудничества с театром Новая Опера, с которым впоследствии оба свяжут свою творческую судьбу.
• Молодой театр не имел собственной сценической площадки и представил премьеру на драматической сцене, рассадив оркестр в первые ряды партера. Акустика МХАТа им. Чехова оказалась на удивление хорошей, впоследствии Новая Опера представила там легендарную немецкую постановку Ю. Любимова «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1997 г.).
 

 


V сезон (1995-1996)



Оперы в концертном исполнении в Главном зале Московской консерватории

 

новая опера«Вали» А. Каталани


Дирижер Евгений Колобов. 15 января 1996 г.
«Русалка» А.С. Даргомыжский
Дирижер Евгений Самойлов. 29 марта 1996 г.

 

• Представив концертную версию «Валли», Е. Колобов продолжает открывать российскому слушателю неизвестные оперные шедевры: «Опера Л. Каталани у нас никогда не ставилась. Я вышел на нее случайно. Читал книгу о великом дирижере Тосканини, где он пишет: какая потрясающая опера! Тосканини дочь свою назвал Валли, а сына по имени другого героя – Вальтера. И я подумал, что это не случайно. Разыскал ноты, аудиозапись – действительно удивительное Произведение!».
• «Музыка катилась на нас как снежный ком, ... но потом вдруг таяла, являя внутри себя сгусток огня, шаровую молнию безоглядной любви, освещающей все вокруг и сжигающей одновременно» (А. Парин, газ. «Сегодня», 19.01.1996).
• Опера «Русалка» А. Даргомыжского редко звучала на российской сцене. Заглавную партию исполнила Елена Зеленская, в те годы ведущая солистка Новой Оперы, ныне – Народная артистка России, солистка Главного театра. «Без видимых усилий, она выстроила своим шикарным голосом вокальную линию партии, где нашлось место и светлой печали, и провидческой тревоге, и всепоглощающему отчаянию» (М. Бабалова, газ. «Сегодня», 02.04.1996).

 


Гастроли в Мюнхене (Германия)
21 сентября – 2 октября 1995 г. Театр Reithalle

 

• В Мюнхене были показаны спектакли: «Руслан и Людмила», «Мария Стюарт», «Россини», «Двое Фоскари», «О Моцарт! Моцарт...», прозвучали романсы П.И. Чайковского и кантата «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева (дирижеры: Е. Колобов, Е. Самойлов).
• Гастроли театра совпали со знаменитым праздником Октоберфест, на который съезжаются толпы любителей пива со всей страны. Многие из них оказались поклонниками оперного искусства и с удовольствием посещали выступления театра Новая Опера, причем абсолютно трезвыми!

 

Гастроли в Париже (Франция)


Участие в фестивале «Дни "Триумфа" в Париже» 24-28 апреля 1996 г. Театр Champs- Elysees


• Евгений Колобов стал лауреатом Независимой премии «Триумф» в 1994 г., с тех пор театр Новая Опера – частый участник «триумфальных» мероприятий.
На фестивале в Париже театр представил спектакли. «Россини», «Мария Стюарт» (Театр Елисейских Полей), «О Моцарт! Моцарт...» («Реквием по Андрею Тарковскому», церковь Сен-Рок); оркестр театра под управлением Евгения Колобова сопровождал балет «Жизель» А. Адана с артистами Мариинского театра, Ниной Ананиашвили и Алексеем Фадеечевым в главных партиях.
• Восторженные отзывы на спектакли Новой Оперы в знаменитой газете Le Figaro вышли под заголовками: «Юмор и отрешенность» (о дивертисменте «Россини») и «Viva Maria!» (о «Марии Стюарт» Г. Доницетти).

 


новая операVI сезон (1996-1997)



«Евгений Онегин» П.И. Чайковский

Лирические сцены в семи картинах
Музыкальная редакция Евгения Колобова
Дирижер Евгений Колобов
Режиссер Сергей Арцибашев. Сценография:
Сергей Бархин. Костюмы: Элеонора Маклакова
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера: 5 октября 1996 г.
Репетиционная сцена (бывший кинотеатр «Зенит»)

 

• «"Онегин" Колобова – открытие. Прорыв к сущности, к сердцевине вещи, так долго обманывавшей мир лирической простотой… Режиссер Сергей Арцибашев предельно тактичен и, вслед за дирижером, "умирает в музыке", в мизансцене продолжая мелодию и лад...
Два часа напряженнейшего эмоционального потока – для зрителей. Два часа невероятной психофизической нагрузки – для вокалистов и музыкантов» (В. Кичин, «Общая газета», 24-30.10.1996).
• «Евгений Онегин» получил Национальную театральную премию «Золотя Маска» в номинации «Лучший оперный спектакль сезона 1996-1997».

 

 

«Валли» А. Каталани


Опера в двух действиях
Дирижер Евгений Колобов
Режиссер Валерий Раку
Сценография: Сергей Бархин
Костюмы: Татьяна Бархина
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Премьера: 17 января 1997 г.
Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац

• «...дуэт дирижера и художника рождал неповторимую атмосферу шедевра... Некрашеная фанера Бархина превращена фантазией художника в "волшебные горы", запорошенные снегом, от которого как будто исходит отраженный мягкий блеск, какое-то молочное свечение, придающее особую красоту природе и людским лицам» (В.Журавлев, «Независимая газета», 29.01.1997).

 


«Нескучный сад. Мелодии...»


Лирическая дилогия
Часть I. «Отражения»
Музыка Я. Сибелиуса, стихи И. Бунина
Часть II. «Первая любовь» А.И. Головин
Дирижеры: Анатолий Гусь, Андрей Головин
Режиссеры: Евгений Колобов, Николай Попков
Сценография: Эрнст Гейдебрехт
Костюмы: Элеонора Маклакова
Хормейстеры: Виктор Кутураев, Сергей Лысенко
Премьера: 21 июня 1997 г.
Репетиционная сцена (бывший кинотеатр «Зенит")

 

• Спектакль «Нескучный сад. Мелодии...» был посвящен 850-летию Москвы. Евгений Колобов обратился к композитору Андрею Головину с просьбой «написать тихую оперу о России» по повести И. Тургенева «Первая любовь». Автором либретто стал известный журналист и драматург Андрей Максимов. Работа над оперой шла в тесном сотрудничестве либреттиста, композитора и Евгения Колобова, который впервые выступил в неожиданном для себя амплуа режиссера
• Прологом к опере звучали пьесы Яна Сибелиуса: нежный и чистый мир музыки финского композитора дивно гармонировал с печальной тональностью поэзии Бунина в исполнении Евгения Колобова.
 

 

Продолжение...