menu-options

Пора делать новый шаг (часть 3).

Ранее: 1, 2.

Цирк на ВернадскогоПраво же, как нужны нестандартные, интересно и смело задуманные произведения типа упоминавшегося уже номера Валентины Кузнецовой! Конечно же, ее номер возник не сам по себе, он идет от известного образца. В данном случае, скажем, от номера канатоходцев Волжанских. Но Кузнецова сумела внести в свой номер новое, ее работе свойствен тот дух цирковой романтики, по которой мы так часто тоскуем. Думается, что коэффициент полезного действия нашего циркового училища по созданию оригинальных номеров должен быть значительно выше. Понимаю, что это трудно. Если артист цирка за всю свою творческую жизнь создает несколько номеров, то педагог-режиссер училища обязан выпускать ученика, а то и учеников с готовыми номерами каждую весну. Но вот есть же режиссер-педагог, работающий на высоком творческом уровне. Напомню хотя бы о двух его произведениях. Сначала мы познакомились с «Галактикой», теперь — с «Эквилибром по восходящей жерди». Отменно работает заслуженный артист РСФСР Юрий Гаврилович Мандыч! А если вспомнить Сергея Дмитриевича Морозова — сколько он сделал! Значит, все-таки можно.

Однако пора вернуться к тем особенностям цирка на проспекте Вернадского, которые делают его уникальным, единственным в своем роде. И в этой связи прежде всего следует сказать, что богатейшей технике, которая здесь имеется и которая может способствовать созданию небывалых раньше в цирке спектаклей, феерий, пантомим, должны соответствовать интересные, также небывалые ранее замыслы, сценарии. Конечно, это очень трудно. Трудно отрешиться от привычных форм. Трудно и драматургам и режиссерам. Трудно и нам, артистам, занятым, как правило, только собственными номерами и приученным, к сожалению, лишь к небольшим подыгровкам. Но надо пробовать, надо дерзать.

Нас, мастеров советского цирка, много хвалят. Но мне думается, что наши достижения не должны задержать нас на бесконечном пути к совершенствованию. Таков закон искусства. Пора делать новый шаг. К тому же у нас есть немалый опыт создания крупных спектаклей, пантомим. Мне кажется, что и в некоторых вновь созданных коллективах (например, «Русские самоцветы») просматривается линия спектакля. Конечно, на первых порах не обязательно придет удача, могут быть и ошибки. Но их, как известно, не делает лишь тот, кто ничего не делает. Чтобы ошибок было меньше, следует, очевидно, предварительно посовещаться, создать при новом цирке что-то вроде режиссерской коллегии или совета, в которые вошли бы опытные мастера и режиссеры. А может быть, даже создать творческую группу. Ведь дело это большое, оно не ограничится только одним спектаклем и только цирком на проспекте Вернадского. В конечном счете оно будет способствовать росту всего нашего циркового искусства. А потому пора приступать. Пора!