menu-options

Ступени роста (часть 1).

театр им. ГоголяСегодняшней молодежи, привычной к комфорту метро и скоростным самолетам, трудно представить себе Москву двадцатых годов. По улицам, включая Красную площадь, бегали грохочущие трамваи. Всюду, куда ни глянь, следы войны и разрухи. И вот в это время, полвека назад, впервые распахнул перед зрителями свои двери наш театр. Это — был один из первых рабочих театров страны.

Московский театр транспорта с полным правом можно назвать театром на колесах. У него были благородные задачи. Он был призван нести искусство в самые отдаленные уголки нашей страны. И, пожалуй, трудно найти такую маленькую станцию или полустанок, на которую бы ни заглядывал Театр транспорта.

Под стук колес актеры учили роли, репетиции шли в купе. Выступать приходилось и перед тысячной аудиторией на степных раз долах, и на далеких, маленьких разъездах перед десятком зрителей. Актеры работали с той высокой одержимостью, которая так необходима, когда речь идет о творчестве. С самого начала своей деятельности театр стремился ставить пьесы, отображающие героическую борьбу народа за построение коммунистического общества, величие нашей социалистической действительности, создавать образ человека нашего времени во всем богатстве его мыслей и чувств.

Главное место в репертуаре занимали постановки эпического, героического и романтического жанра. На афише театра можно было увидеть: «Рельсы гудят» В. Киршона, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Любовь Яровая» К. Тренева... На помощь молодому коллективу пришли мастера мхатовской школы — И. Берсенев, Л. Дейкун, Б. Афонин, В. Готовцев. Они принесли с собой высокую театральную культуру, познакомили с системой великого реформатора сцены К. С. Станиславского.

В 1938 году на базе передвижного Московского театра транспорта был создан Центральный театр транспорта. Художественным руководителем коллектива стал известный режиссер Н. Петров. Удивительный человек был Николай Васильевич! Работать с ним было легко и необычайно увлекательно. Петров умел влюбляться в драматурга, верить ему, влюблять в него весь коллектив. Он не мыслил своей жизни в искусстве без партийной темы. В театр пришли драматурги-единомышленники — А. Афиногенов и Б. Ромашов. Спектакли «Вторые пути» А. Афиногенова, «Со всяким может случиться» и «Знатная фамилия» Б. Ромашова стали заметными событиями в театральной жизни страны. Особенно они пришлись по сердцу железнодорожникам, так как раскрывали поэзию их нелегкого труда. Признание зрителей и общественности нашли и спектакли «Машенька», «Накануне» А. Афиногенова.


Продолжение...

театр им. Гоголя театр им. Гоголя