Ступени роста (часть 2).
Ранее: 1.
Коллектив много сил отдавал работе над классическим репертуаром. Он ставил А. Островского и А. Сухово-Кобылина, В. Шекспира, Ф. Шиллера, П. Бомарше, шли инсценировки «Овода» Э. Войнич и «Собора Парижской богоматери» В. Гюго. В театре выросли и стали известными многие актеры. Среди них — Л. Скопина, В. Хохряков, А. Краснопольский.
В дни Великой Отечественной войны коллектив Центрального театра транспорта видели на фронте и в тылу. На каких только фронтах не побывал он, выступая с представлениями «Били, бьем и будем бить», «Ненависть» и другие. В послевоенные годы театром руководил И. Судаков. Он стремился создавать монументальные спектакли, в центре которых стояла сильная, героическая личность. Его новая редакция «Бронепоезда 14-69» Вс. Иванова, осуществление собственной инсценировки «Хождения по мукам» A. Толстого, «Заговор обреченных» Н. Вирты и получившие первое сценическое рождение «Буря» и «К новому берегу».
B. Лациса выявили в театре новые возможности. С 1959 года театр носит имя Н. В. Гоголя. Это имя нас ко многому обязывает. Все мы помним слова Гоголя о том, что театр — «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Великий русский писатель считал театр высокой общественной трибуной, и мы стремимся претворять в жизнь его заветы. Сегодня Театр имени Н. В. Гоголя, возмужавший и опытный коллектив, отмечает свое пятидесятилетие. Верный традициям, заложенным его создателями, театр стремится к драматургии больших идей, мыслей и чувств, высокой гражданственности.
Своеобразным выражением идейной направленности коллектива стал спектакль «Я отвечаю за все» Ю. Германа. Одержимость героев своим делом, обостренное чувство ответственности каждого человека, и больше других — коммуниста за все, что его окружает, за все происходящее в мире — эта суть романа стала и сутью спектакля. В нем сочеталась острая публицистичность, открытый полемический пафос и романтичность.
Социалистическая действительность, героика современности стали магистральной темой поисков коллектива. В тесном контакте с прославленной бригадой Н. Злобина создавался в театре спектакль «Как стать главным инженером» Л. Лондона, рассказывающий о делах и заботах строителей. Слова Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева, сказанные на XXIV съезде КПСС: «По-настоящему уметь в полной мере передать широким массам трудящихся всю силу нашей идейной убежденности; по-настоящему, действительно творчески подходить к делу коммунистического воспитания советского человека»,— являются для нас основополагающими и направляющими всю нашу деятельность.
Мы стремимся к разнообразной и много жанровой афише. «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани — это добрая, веселая и грустная комедия, рассказывающая о судьбе современного села. Эпическое «Одиночество» Н. Вирты нашло свое продолжение в «Горячем снеге» Ю. Бондарева, «Солдатская вдова» Н. Анкилова стоит в одном ряду с острополемическим «Шутником» Е. Габриловича и С. Розена. В «Карьере Бекетова» А. Софронова, написанной давно, но звучащей актуально и сегодня, мы пытались найти формы современного сатирического спектакля. Броский «Рок-н-ролл на рассвете» Т. Колесниченко и В. Некрасова взволнованно повествует о судьбах современной американской молодежи.
В коллективе сегодня много ярких актерских индивидуальностей. Мы гордимся тем, что в нем работает прославленный мастер советской сцены, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Б. Чирков. Он создал на сцене Театра имени Н. В. Гоголя такие разнохарактерные образы, как Распутин в «Заговоре императрицы» А. Толстого, Флор Федулыч Прибытков в «Последней жертве» А. Островского, Агабо в спектакле «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани, Фрол Баев в трагедии Н. Вирты «Одиночество». Театру имени Н. В. Гоголя исполнилось пятьдесят. Юбилей — это, конечно, праздник. Но это, прежде всего, отчет перед зрителем. Это понимание ответственности перед будущим. К этому нас обязывает и высокая награда — за заслуги в развитии советского театрального искусства театр награжден орденом Трудового Красного Знамени. совершенствоваться, не останавливаться, продолжать учиться зависит главное — быть на уровне нашего времени, постоянно ощущая и отражая его интересы.
Б. ГОЛУБОВСКИИ, главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР