menu-options

Пятидесятилетие театра

Театр им. ГоголяВ беседе с нашим корреспондентом главный режиссер театра имени Н. В. Гоголя заслуженный деятель искусств РСФСР Борис ГОЛУБОВСКИИ рассказал:

— Нам всего лишь пятьдесят, и в радостные дни юбилея итоги нашей работы отмечены высокой наградой — орденом Трудового Красного Знамени. Но итоги ли это? Нет, скорее направление будущего пути, обязательство следовать добрым традициям, развивать их, устремляться вперед.

Театр создавали энтузиасты. Группа молодых актеров под руководством Кирилла Голованова решила обслуживать железнодорожников,— им нужен был передвижной театр. Жизнь на колесах не пугала, наоборот, актеры видели тут романтику эпохи, ее энтузиазм.

Репертуар театра тогда еще не установился: рядом с пьесой В. Киршона «Рельсы гудят» ставились салонные французские комедии; правда, вскоре они исчезли с афиши: театр стал агитатором, пропагандистом. «Даешь спектакли революционного качества» — эта эстетическая программа была написана мелом на стене вагона. Железнодорожное депо, платформы товарных поездов, маленькие клубы на далеких полустанках становились сценическими площадками, тесные купе — репетиционными помещениями. И в те первые дни стихийно и органически проявилось основное направление театра — его реалистически-романтическая тональность.

Потом наступил период новых художественных требований, время осмысления работы. На помощь пришли мастера МХАТа II; они принесли внимание к человеку, культуру мастерства, чувство ансамбля. Но только с приходом Николая Васильевича Петрова, замечательного режиссера, пламенного созидателя советского театра, началось рождение настоящего коллектива со своей творческой программой. Петров кликнул клич, собирая друзей-драматургов для создания нового театра; «Вторые пути» и «Накануне» А. Афиногенова, «Со всяким может случиться» и «Знатная фамилия» Б. Ромашова стали событием в театральной жизни страны. В театре собрались интересные актеры: А. Дорошевич, 3. Минаева, П. Павленко, В. Зельдин, Л. Виноградова, А. Краснопольский, Л. Скопина, Э. Мильтон, М. Малинин, В. Хохряков, И. Потоцкая, И. Смысловский... Пришел молодой режиссер В. Гольдфельд, ставший впоследствии главным режиссером театра, пришли художники Н. Акимов, В. Мюллер, М. Варпех.

Одно время театр возглавлял крупный советский режиссер. И. Я. Судаков. Он принес стремление к таким монументальным эпическим полотнам, как «Хождение по мукам» А. Толстого, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова... Но основные творческие принципы, заложенные Петровым, не менялись: демократизм, романтическая взволнованность, поэтическое восприятие действительности, острая проблематика современного репертуара были живы.

В 1959 году театру присвоено имя великого писателя Н. В. Гоголя. Сегодня, пересматривая вехи своего пути, мы уверены, что существо театра остается неизменным. Определяющим для нас в последнее десятилетие стал спектакль по роману Ю. Германа «Я отвечаю за все». В самом названии заключена идейно-эстетическая позиция театра — сочетание острой публицистики, открытого полемиеского пафоса, романтической тональности... Интерес к современной проблематике определяют пьесы Л. Жуховицкого, Ю. Семенова, В. Смирнова, Л. Лондона, Е. Габриловича и С. Розена, Л. Моисеева, Т. Колесниченко и В. Некрасова и других драматургов. Разные по жанрам и проблемам, они объединены страстным желанием вмешиваться в жизнь, бороться за нового человека, за образное воссоздание моральной атмосферы нашего общества.