menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Макбет. Часть 12

А. П. Ленский полемизировал с немецким либеральным критиком Гер-винусом, утверждавшим, что ведьмы явились Макбету потому, что он обладал особой силой воображения и был подавлен честолюбием. В духе немецкого буржуазного литературоведения Гервинус рассматривает ведьм как видение, порожденное больной душой героя. Ленский опровергает эту точку зрения. Он говорит, что Шекспир был сыном своего времени и верил в существование ведьм. Ведьмы явились ведь не только Макбету, но и Банко, и явились, чтобы разбудить в душе Макбета честолюбие. «Ведьмы потому и являются Макбету, — пишет Ленский, — что он не подавлен честолюбием, иначе им являться незачем. Им нужно всколыхнуть, поднять со дна светлой души героя зародыш смертного греха и тем погубить его».

Следуя точке зрения, высказанной Ленским, Малый театр справедливо отказался от превращения ведьм в бесплотные тени, явившиеся духовному взору Макбета.

&своей трактовке образов ведьм постановщики идут от поверий ста-отландии, от народных представлений о них. Когда перед зрителями появляются похожие на ожившие кусты, скрюченные, квакающие ведьмы, они кажутся просто злобными бабами, и в этом есть глубокий смысл. Вальтер Скотт рассказывает в «Ламермурской невесте» о том, что в Шотландии дряхлых старух, потерявших женский облик и обросших бородами, считали ведьмами и связывали с ними темные дела.

В рамках своего замысла театр добился бесспорного успеха. Особенно разительное впечатление производит визжащая, чихающая и плюющая первая ведьма, которую виртуозно играет Грузинский.

И все же ведьмы в спектакле Малого театра оставляют чувство некоторой неудовлетворенности, они не выражают подлинной стихии шекспировской трагедии.

Создавая своих ведьм, Шекспир шел от образов зловещих шотландских старух. По словам Гейне, он показал их «как двуполых уродов, умеющих устраивать неслыханные дьявольские проделки и губить людей по злорадству или по приказанию ада...» . Но Шекспир изображал не просто злых старух — в его ведьмах есть дьявольская мощь и значительность.

Тот же Гейне писал, сравнивая ведьм из «Макбета» с ведьмами английского поэта Миддлетона: «Здесь становится заметным, что Шекспир все-таки не вполне мог отрешиться от древнеязыческого воззрения, и его сестры-колдуньи поэтому несравненно грандиознее и почтеннее ведьм Миддлетона, которые несравненно более высказывают злую бабью натуру, производят и более мелочные козни, вредят только телу, мало власти имеют над духом, и в крайнем случае только и могут, что заразить наше сердце ревностью, завистью, похотливостью и тому подобными отбросами чувства».

Эта грандиозность образов ведьм во многом пропала в постановке Малого театра. Их предсказания Макбету звучат нарочито буднично. А ведь эти предсказания — решающий, переломный момент в судьбе Макбета. То, что ведьмы лишены могущества и величия, снижает пафос спектакля и представляет собой серьезный просчет режиссуры.

Этот просчет тем более досаден потому, что в других сценах спектакля постановщикам удалось найти верную сценическую форму для воплощения трагедии.

Е. Велихов и К. Зубов строили спектакль, сочетая психологическую правду и глубину с яркой, выразительной, приподнятой театральной формой.

Это почерк Малого театра. И он вполне отвечает требованиям, которые предъявляет драматургия Шекспира.

Мы говорили не только о достоинствах спектакля Малого театра, но и о слабостях и о недостатках. И все же постановка «Макбета» свидетельствует о том, что в театре есть творческие силы, способные воплотить труднейшие шекспировские роли. В этом смысле «Макбета» надо рассматривать лишь как первый шаг к решению большой задачи — создать ряд шекспировских спектаклей на сцене Малого театра, возродить его славу замечательного интерпретатора Шекспира.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12.
Все части книги.