menu-options

Пафос будней. Часть 1

театр МоссоветаВ тесной связи с советской действительностью протекало творческое развитие театра имени МГСПС во второй половине двадцатых годов.
Это были годы суровой и трудной борьбы за социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, годы невиданных трудовых успехов народа. Могучий патриотический подъем охватил миллионные массы трудящихся, идущих к социализму. Цифры, которые еще вчера поражали своей грандиозностью, почти что сказочностью, завтра претворялись в реальность героическим энтузиазмом людей. Вырастали новые города. Меняли свой облик старые промышленные центры. Вся страна стала огромной строительной площадкой.
Необычайны были темпы социалистического строительства. Неистощимой казалась инициатива народа. За недолгое время были созданы колоссальные материальные ценности, лущены в ход новые промышленные предприятия, организовано множество колхозов. Не меньшее значение имели приобретенные за это время ценности духовные.
Формировалось новое отношение человека к труду. Рабочие, колхозники не только выполняли намеченные партией и правительством планы, но и перевыполняли их, выдвигали свои, встречные планы. Труд становился делом чести, доблести и геройства. В творческой, напряженной деятельности народ видел верный путь достижения главной жизненной цели — построения социализма.
Театр имени МГСПС (в 1930 г. переименованный в театр имени МОСПС) занял в эти годы положение своего рода передового поста в разработке советским театральным искусством современной темы. Принципиально отказавшись от включения в свой репертуар классических произведений, театр работал только над новыми советскими пьесами, сосредоточивал все усилия на воплощении образа современника. Определяя направление работы в сезон 1926/27 года, Любимов-Ланской говорил о необходимости «быть театром актуальным, близким своему зрителю, понятным, увлекательным. Художественной пропагандой стремиться поднимать в зрителе веру в свои силы, в социалистическое строительство». Характеризуя деятельность театра имени МГСПС в период с 1925 по 1929 год, Любимов-Ланской отмечал: «Задачей театра имени МГСПС было отражение социалистического строительства; задачей театра имени МГСПС было то, что начертано на его знамени, а именно отражение сегодняшнего дня».
Все сколько-нибудь значительные проблемы современности, волнующие народ вопросы нашли то или иное отражение на сцене театра. Его искусство стремилось охватить все стороны жизни, заглянуть во все уголки и в каждом даже самом маленьком уголке увидеть яркий, героический отблеск большого идеала времени, заметить ростки нового, социалистического, появляющиеся и крепнущие в жестокой борьбе с враждебным ему миром прошлого. Театр как бы вводил зрителей в шумные цехи заводов, в глубины подземных угольных шахт; возвращал вновь на славные поля сражений гражданской войны; а затем показывал ноля зреющего хлеба, первых колхозных урожаев. На сцене его предстали живые, прекрасные, полные драматизма и пафоса первые дни восстановления народного хозяйства. Театр старался разобраться в сущности нэпа — короткого периода между эпохой «шторма» и годами планомерного социалистического строительства, между героикой военных боев и трудовым героизмом наступлений на фронте индустриализации. Театр не боялся вмешаться в самую гущу жизненных противоречий, обнажить их социальную сущность. Он хотел раскрыть трудности и пафос, драматизм и героику, поражения и победы в строительстве нового мира.
Развивающаяся от спектакля к спектаклю склонность к эпичности, монументальности в охвате жизненных явлений тесно сплеталась с суровым, трезвым, воинствующе партийным отношением к этим явлениям. Если говорить об общей, основной теме театра этих лет, то эту тему можно было определить как тему классовой борьбы.
Основы новаторского воплощения советским театральным искусством героического образа народа связаны с изображением Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, когда с особой силой проявились активность, энергия самых широких масс. Склонность к большому охвату жизни, стремление показать одновременно многие человеческие судьбы и через них общую народную судьбу — все эти черты, достаточно отчетливо заявившие о себе в «Шторме», театр развивал, углублял в постановках других современных пьес.

Продолжение...