menu-options

Сергей Образцов: Из всех искусств (часть 1)

ОбразцовЕсли бы мы с вами очутились сейчас в пещере доисторических людей и если бы нас не съели, то мы обнаружили бы в этой пещере все виды искусств. Все те виды, которые существуют и до сих пор. Мы обнаружили бы пластическое искусство, рисунки и живопись на стенах пещеры, скульптуру в виде различных богов или животных, услышали бы музыку всевозможных ударных инструментов, рогов, бамбуковых дудочек. Мы услышали бы и повествовательное искусство. Старики рассказывали бы детям, да и взрослым, о различных военных походах или сказки о том, как человек родился от лягушки и болотного пара. Мы увидели бы танцы и в масках и без масок. Это было зрелище.

Как искусство, театр кукол древнее всех других зрелищных форм. Он рожден ритуальными действиями пещерных людей и детскими играми с глиняными, кожаными, деревянными куклами. В течение многих веков кукольный театр был народным, главным образом уличным зрелищем. Говоря слово «народный», я не хочу этим сказать, что различные театры Индии, Китая, Вьетнама, Германии, Франции, Чехии, Африки были непрофессиональны. Наоборот. Актеры-исполнители были предельно профессиональны, хотя чаще всего неграмотны.

Так же предельно профессиональными были художники — исполнители кукол и теневых фигур. В наибольшей степени это относится к странам Африки и Востока. Современный профессиональный театр кукол в Европе стал возникать только в середине XIX века. Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что первые светские интеллигентные кукольные театры возникли во Франции, Германии и Чехословакии. Совершенно естественно, что вначале они пробовали продолжать традиции народных героев кукольных театров: Касперле, Кашпарека, Гиньоля, Панча, Петрушки. Но постепенно, уходя от этих героев, кукольные театры начали создавать и новых героев и новую драматургию.

В большинстве своем кукольные театры перестали быть уличными и начали играть в помещениях, а иногда даже в специально построенных для них зданиях. Нужны ли они современному человеку? Интересуются ли современные люди кукольным театром?

Я думаю, что не будет с моей стороны нескромностью, если в качестве примера такого интереса я приведу работу Центрального театра кукол в Москве. В специально построенном для этого здании — два зала. В одном — маленьком зале — 230 мест, в другом — 500. Каждый день играется не меньше двух спектаклей. Один или два для детей и один — для взрослых. Никогда, ни на одном спектакле не было и не бывает свободных мест. Все билеты всегда проданы. Значит, не только детям, но и взрослым зачем-то надо видеть спектакль театра кукол. Такое положение относится не только к Центральному театру кукол.

Кукольные театры на подъеме. С каждым годом интерес к ним растет и растет. Чем же объяснить этот подъем? Чем объяснить все большее и большее внимание общественности к театру кукол в XX веке? В русском эпосе есть былина о богатыре Микуле Селяниновиче. Он был непобедим благодаря тому, что, как только падал на землю, получал новый приток земной силы. Вот это же самое и произошло в конце XIX и в начале XX века с искусством. «Высокое» профессиональное искусство соприкоснулось с землей, с правдой народного искусства и приобрело неожиданную силу. А это народное искусство в средствах своей выразительности в очень большой степени пользовалось и пользуется силой предельного обобщения, иносказания, метафоры, то есть той самой силой, которая свойственна театру кукол.

Второе явление, которое повлияло на развитие интереса к кукольному театру в цивилизованных странах, можно определить озабоченностью общества воспитанием детей средствами искусства. Искусства, изначально адресованного детям, искусства, задачей которого было бы эстетическое и этическое воспитание детей, до середины XIX века почти не существовало. И вот оно возникло. И в литературе и в театре. Появились детские книжки с картинками или без картинок.


Продолжение...