menu-options

Нам 10 лет (Юбилейная книга театра Фоменко, 2003 год) (Часть 25)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24

 

 

Дорогим друзьям и коллегам самого любимого моего Театра желаю долгих лет творческой жизни, вдохновения, успехов! Счастье, что есть возможность видеть Вас и ваши замечательные спектакли. Да здравствует Театр Фоменко. Счастья! Творческих успехов! Люблю!

Директор Государственного академического
театра имени Моссовета
заслуженный работник культуры РФ
Панфилова Валентина Тихоновна
 

 

 

 


Дорогой, любимый Петр Наумович!
Родные мои Фоменки!
С юбилеем Вас!

Никто не доставляет мне столько наслаждения, никто не вселяет в меня столько веры в театр, не дает мне столько вдохновения, как Вы! Растите и процветайте дальше и будьте достойны самих себя!

Любящий Вас
Константин Райкин

 

 

 


Жить есть движение. Что же еще пожелать живому театру? Множественности успеха, но и множественности движения.

Т. Сельвинская

 

 

 

 

 

 

 

10 лет для театра, как и для человека, только начало биографии. А у вашего театра уже большая судьба, много удач, дивная (заслуженно) репутация. Вы завоевали внимание публики, ваших новых постановок ждут, ваши спектакли доставляют радость. Искусство вашего театра – светлое, многомерное, бесконечно талантливое. Мне кажется, главное в творчестве – живая душа. У вашего мастера душа не только живая, но и волшебная. Он настоящий чародей театра. Восхищаюсь многогранностью огромного дарования Петра Наумовича, неисчерпаемостью его замыслов и решений, умением повести за собой одареннейшую актерскую команду. Дай вам Бог всем и, в первую очередь, Петру Наумовичу новых блистательных свершений.

Ваш благодарный зритель,
Эльдар Рязанов

 

 

 

Спектакли Петра Фоменко магически влияют на зрителя, заново перерождая его душу и очеловечивая!
Завороженный игрой актеров, зритель переживает особые мгновения, возвращающие его к своей первозданности, к частоте чувств. Это – энергия достоверности, преображенная в художественный образ, исходит от актеров и воздействует на воображение зрителя.
Действия актеров настолько просты и понятны, что в сознании зрителей возникает ясность и абсолютная вера в происходящее на сцене с обитателями «счастливой деревни» и в «семейном счастии».
Жизнь этих необыкновенных существ ассоциируется с жизнью зрителя, и он вместе с ними испытывает их радость и боль, влюбленность и разочарование. В результате этого уникального единения в зрителе пробуждаются эстетические чувства, которые возвышают его над обыденностью. Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» – это гимн русской деревне.
Театр «Мастерская П. Фоменко» появился вовремя. Он вернул зрителю веру в идеалы, которые в последние годы им были утрачены.
Поклонники театра П. Фоменко – это зрители разных социальных слоев, среди них и представители театрального мира: актеры, режиссеры, художники. Для первых его театр стал храмом искусства, дли последних – школой мастерства и живым источником вдохновения. И в этом его уникальность.

Зейнаб Сеид-Заде

 


Каждый раз после спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» я чувствую нежность, очарованность и восторг, которые останутся теперь со мной на все времена. Это уже мое достояние. Захотелось продлить общение, откликнуться на радость, подаренную мне. И я стала писать картину, посвященную спектаклю «Война и мир. Начало романа».
Поздравляю с десятилетием Театра, желаю свершения всех замыслов (настоящих и будущих), счастья прекрасному Художнику Петру Наумовичу Фоменко и его фоменкам. Хочу всегда находиться под обаянием моего любимого театра, прикосновение к творчеству которого считаю одним из главных событий своей жизни.

Заслуженный художник России
Лилия Сокуренко

 

 

 

Кто бы мог предрекать лет тридцать или сорок на назад тому режиссеру, каким окажется театр его поздних лет – дивный, нежный театр, не только всеми любимый, но по своей натуре любящий. Как и почему, под каким солнышком подтаяла репутация, сопутствовавшая Фоменко после разгрома его «Смерти Тарелкина», когда он был причислен к разряду «проклятых» режиссеров и получал постановки от случая к случаю; на Малой Бронной в 1968 он готовит «Сказки Арденского леса» Юлия Кима по Шекспиру, но спектакль не выпущен; в Ленинграде в театре им. Ленсовета он ставит «Мистерию-буфф» Маяковского, – то же самое. С той же репутацией опасного человека он умудрялся жить во главе Ленинградского Театра Комедии, столь же восхищая, сколь и шокируя гротескным звуком «Свадьбилея» и пр. Эта ли жесткая репутация мешала воспринять призвуки фоменковской нежности в постановках Арбузова, Рощина, Зорина, или он сам глушил в них ее, – кто же теперь скажет? Спектаклей нет. А из Питера шли рассказы все о той же страдальческой проклятости режиссера, о том, как выкручивают руки его спектаклю «Теркин-Теркин» по поэме Твардовского, с проступившей тут темой смерти весельчака, с темой преисподней. Этот спектакль был заеден поправками. Фоменко ушел.
Все работало на образ вечного изгнанника – лицедея и мученика. Но, слава Богу, Фоменко со своей репутацией умел быть в игровом диалоге. Он знал про себя – не мог не знать – что он, конечно, мученик, но сверх того еще и профессионал экстра класса и педагог, каких поискать. Его возвращение в Москву ознаменовалось не только эксцентрично легкими «Плодами просвещения» в театре им. Маяковского и спектаклем «Государь ты наш батюшка» в театре им, Вахтангова, решенного в духе мрачного скоморошества, но прежде всего работами со студентами в ГИТИСе («Борис Годунов», выпуск 1983, «Игроки», выпуск 1987, «Волки и овцы», выпуск 1993).
В тот самый год, который мы сейчас празднуем как год создания театра, носящего имя «Мастерская Фоменко», создатель его лишний раз расписался в своей непреходящей любви к этому чудному делу, к предательскому и пленительному театру. Такой распиской стала постановка «Без вины виноватых» у вахтанговцев.
Господи, какой пленительный и на удивление мало предательский театр он создал, этот проклятый Фоменко. Этот лучший на свете Фоменко. Этот Фоменко, чьи спектакли так естественно несут в заглавиях слово «счастье». Одна абсолютно счастливая деревня – это ведь вовсе не с иронией. И семейное счастье – это тоже не с иронией. И выросший тут Сергей Женовач так весело, так верно, так нежно читает заглавие пьесы, которую ставит в Малом: правда хорошо, а счастье лучше.
Я желаю Мастерской Фоменко того же, что она дает мне. Желаю Мастерской – всем, кто верен ей и даже всем, кто ей неверен, – счастья. Пусть останется так хорошо, как было в первые десять лет – «На всю оставшуюся жизнь» (как вы понимаете, еще один – на прощанье – мой благодарный поклон Петру Наумовичу. Дескать, как забыть ваш телефильм).

Инна Соловьева


На своем веку мне довелось работать со многими режиссерами. Ни о ком из них не могу сказать ничего плохого, но все же о ком-то хочется вспоминать чаще, о ком-то – реже. О работе с Петром Наумовичем Фоменко над спектаклем «Любовь Яровая» я могу говорить без конца. Пьеса известная, апробированная, но он подошел к ней по-своему, сделал неожиданное распределение... И эта работа стала настоящим праздником – она шла интересно, дружно, театрально, весело. Мы могли репетировать, а на следующий день он приходил и говорил: «Боже мой, какой ужас, все не так!». И все делалось по-другому. Мы абсолютно ему доверяли. Спектакль Фоменко «Любовь Яровая» навсегда остался для меня одним из самых добрых воспоминаний. И поэтому, когда коллектив Малого театра избрав меня художественным руководителем в 88-м году, я сразу же пригласил Петра Наумовича работать к нам. Он поколебался, но ушел в Вахтанговский театр. Но поскольку он все-таки некоторое время сомневался, значит, мы тоже ему были дороги... И мы нисколько не обиделись.
Я считаю, что режиссер должен быть учителем, сэнсеем, как говорят японцы. Но таких единицы... Среди тех, кого хочется назвать в первую очередь – Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и Петр Фоменко. Петр Наумович – настоящий режиссер-педагог, в лучшем смысле этого слова, продолжатель традиций нашего великого Александра Павловича Ленского, вырастившего славную плеяду учеников, среди которых достаточно назвать Остужева и Пашенную.
Огромное уважение и преклонение вызывает то дело, которому посвятил себя Петр Наумович. Он создал замечательный театр, воспитал артистов со студенческой скамьи... Сегодня его ученики становятся известными, снимаются в фильмах, получают премии и звания, и мне очень хочется напомнить им, что своим успехом они в первую очередь обязаны учителю. Их, конечно, переманивают другие театры, но нужно предостеречь: если птенцы вылетают из гнезда, они уже не возвращаются... А для того, чтобы обрести силы, нужно коснуться родной матушки-земли – об этом нам говорят и древнегреческие мифы, и русские сказки...
Театр «Мастерская Петра Фоменко» получил признание и в России, и за рубежом. Так хочется, чтобы им дали, наконец, достойное здание, ведь они это заслужили! Вот бы им к юбилею такой подарок, ведь они за десять лет так много сделали для русского искусства! Ну почему они должны бороться за существование? С детства помню выражение «борьба за урожай».
Почему его нельзя было просто с любовью выращивать и собирать? Тем более, зачем нужна борьба в искусстве? Я считаю, коллектив, который за десять лет смог войти (и, думаю, навсегда остаться) в истории русского театра, заслуживает особого внимания, особого отношения. Они достойно, без лишней шумихи, идут своим путем, совершая на этом пути множество как будто маленьких, но таких важных творческих открытий...

Желаем Вам успеха и счастья, дорогой Петр Наумович!
Ждем Вас в Малом театре!
Юрий Соломин
 

Фоменковский театр для меня – особенный, другого такого не знаю. В другие я прихожу как серый зритель, скучный человек – не особенно любознательный, слабо разбирающийся в театральной специфике и потому мало интересный даже себе самому. У фоменок я чувствую себя иначе. Здесь все проходит через сердце и вызывает живой отклик. Почему? Не знаю, это тайна, но не моя.

Дм. Ант. Сухарев
 

 

 

 


Как один из самых старых поклонников Мастерской, я радуюсь быстрому взpocлению наших актеров, обретению лучшими из них подлинного мастерства. Я восхищаюсь чутьем и талантом Петра Наумовича Фоменко, создавшего один из самых живых театров Москвы. С первых гитисовских спектаклей, с первых премьер вы нашли верный тон на сцене и за кулисами. Тот самый тон, который делает музыку. Есть что-то особенное в атмосфере маленького зала на Кутузовском, в том как вы живете на сцене и в том, как вы строите свое театральное дело. За десять первых лет вы сумели это что-то не растерять. Желаю актерам Мастерской и ее Мастеру долгой и интересной жизни в искусстве.

Олег Табаков

 

 


Послушный ученик смотрит на луну, дурак смотрит на палец. Фоменко – художник, которого нельзя назвать, ни глупым, ни послушным. Его спектакли смотрят на луну, но и на палец тоже, а поскольку наш герой лукав, кажется, что иногда и луна смотрит на палец. Добавим, что возможно, и звезды тоже смотрят на Фоменко, потому что он свалился к нам с неба как метеорит, а такое случается нечасто. И тогда кажется, что нам выпала большая удача жить в то время, когда боги театра командировали на землю такого вот человека, – «песчинку значительных размеров», как говаривал Бекетт.
Потому что со спектакля Фоменко выходишь не тем человеком, каким туда вошел. Этот заслуженный кузнец разнообразной и божественной мирской красоты делает так, что из его рук мы выходим полными добра, с обостренными и чистыми чувствами. Покидая его театр и идя к метро, чувствуешь, что ты стал лучше, и хочется остановить первого встречного и прошептать ему на ухо то, что нашептывают нам спектакли Петра: что в мире есть красота, о которой мы не подозревали, что только красота спасет мир, та самая красота, что циркулирует где-то между пальцем и луной. Так было в тот первый памятный вечер в аудитории ГИТИСа, где нам довелось увидеть «Волков и овец», и так случается каждый раз.
Петр не только большой художник, он еще и человек честный, безупречный, который по словам Пушкина, которые ему так дороги, «для власти, для ливреи, не (гнет) ни совести, ни помыслов, ни шеи...»
Есть Петр и есть его актеры, фоменки, об этом тоже можно говорить долго. Повидав немало российских театров, я просто скажу: то, что ежевечерне в течение стольких лет происходит между ним и ими – это самая прекрасная из известных мне историй о любви.


Жан-Пьер Тибода


 

Дорогой Петр Наумович!

Возраст детства Вашего театра не тождественен его зрелому таланту, азартной мудрости, пронзительной искренности, заразительному лицедейству.
Фоменки – прекрасное настоящее и светлое будущее русского театра.
В Вашем творческом доме, доме-семье переплелись мастерство, вдохновенье, верность делу, талант, надежность, взаимопонимание, дружба.
Сотворив свой театр. Вы сумели «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов».
Вы лидер, мастер, отец, учитель! Долгие Вам лета!

Ваш Ульянов