menu-options

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА (Часть 3)

Начало: часть 1, часть 2

 

 

БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ ЩУКИН
 

вахтангов 3Борис Васильевич Щукин родился в Москве в 1894 году в семье служащего. По окончании реального училища поступил в Высшее техническое училище. Во время первой мировой войны учился в Александровском военном училище, был произведен в прапорщики, сражался на фронте. После войны работал слесарем в депо станции Кашира. В 1919–1920 годах служил в Красной Армии. В 1920 году поступил в Студию Е. Б. Вахтангова.
Щукин был немногим старше по возрасту, нежели «обычный» студиец, но много богаче по жизненному, духовному опыту. К огням рампы его влекла не юношеская восторженность, а глубоко осознанное чувство любви и высокого уважения к искусству, вера в его предназначение на земле, убежденность, что новому, социалистическому миру нужно новое искусство.
Он быстро овладел основами актерского мастерства, пройдя вахтанговскую выучку в спектакле «Свадьба», где играл Жигалова, в «Чуде святого Антония», где играл роль кюре. Вместе с профессиональными навыками Щукин взял у учителя его гражданский темперамент, осознанную направленность творчества. Взял крепко и быстро, ибо заветы Вахтангова были близки его жизненному опыту, совпадали с его собственными взглядами на задачи искусства. По-видимому, Щукин сложился как творческая личность много быстрее, чем его товарищи по Студии. Он самозабвенно играл в «Турандот» Тарталью. Это была блестящая роль, полная шуток, импровизационного азарта и лукавства. От веселой общительности Тартальи, его детскости, его панибратства со зрительным залом веяло духом народного ярмарочного представления. Этой стилистической линией театра можно было увлечься на долгие годы. Щукин понимал, что приемы «Турандот» не исчерпывают художественных возможностей театра.
Артист, как правило, не выбирает себе роли. Роль попадает ему по режиссерскому распределению. Оно может точно учитывать профессиональные возможности артиста, но трудно учесть потенциальные «неожиданности» большого таланта. Щукину достался Барабошев в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше», которого он сыграл в добродушных тонах. Ему выпала роль Льва Гурыча Синичкина из старинного водевиля. Старого провинциального актера, из тех, что бродили «из Вологды в Керчь» и обратно, он представил с тонкой и умной иронией, с грустной лирикой и затаенным уважением, которое вызывалось его самозабвенной любовью к театру. Щукин и Синичкин в этом чувстве были заодно. Это были хорошие роли, актеру было грех жаловаться, тем более что, скажем, в «Льве Гурыче Синичкине» Щукин имел большой успех. Но это не были еще щукинские роли. Они не выходили за пределы студийных задач, в них не клокотала еще правда народной жизни. Артист жил в ожидании, в предощущении будущего творческого простора. Щукин ждал не новых ролей, а нового материала жизни, который неминуемо должен был привлечь театр. Ждал и готовился, всей жизнью до театра, всей жизнью в театре, готовился встретить героев, которые явятся из живой истории времени.
Такой первой встречей стала в «Виринее» роль Павла Суслова, большевика, солдата, каких много видел и знал артист. Роль требовала особой точности, новых приемов, привычные театральные средства тут не годились. Поиски новой театральности были трудными, но Щукин победил. Его герой предстал живым, знакомым человеком, простым и цельным, грубоватым, энергичным. Это был один из первых строителей нового мира.
Тут было все новое. Такого героя не знал театр, такого героя не знала история. Найти для его воплощения убедительные краски – задача невероятно сложная, она по плечу лишь таланту с ясной мировоззренческой позицией. Щукин постиг характер нового героя, исследовал его психологию, выявил красоту духовного мира человека, чья жизнь тесно связана с народом.
Он играет товарища Антона в «Барсуках», Берсенева в «Разломе», Лаптева в «Темпе». Эти роли делают его советским актером в полном смысле этого понятия. Щукин был одним из тех, кто вырабатывал и утверждал общие принципы советского актерского искусства: неразрывную связь социального и психологического начала, ясную идейную направленность и твердые реалистические основы.
Щукин стремительно шел к своим вершинам. Нужна была еще одна ступень в искусстве, в драматургии, чтобы подняться актеру на следующую высоту и в отдельной судьбе увидеть социальные закономерности века, его философию, познать в неповторимом психологическом складе, в индивидуальной судьбе характер и судьбу класса. Ролью, которая помогла ему взять эту вершину, была роль Егора Булычева из пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие». Он сыграл ее в 1932 году.
Актер-гражданин, выразивший в своих ролях правду времени, был и художником-философом, познавшим закономерности истории и человеческого бытия в ней.
Щукин был одним из первых актеров, который на сцене и на экране воссоздал образ В. И. Ленина. Фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» стали классикой советского кинематографа, спектакль «Человек с ружьем» стал классикой театрального искусства. Создание Щукиным образа В. И. Ленина принадлежит к величайшим достижениям советского актерского искусства.
Трудно представить себе то творческое напряжение и ту человеческую ответственность, которую испытывал Щукин, готовясь воплотить образ вождя революции. В сценическом образе Владимира Ильича Ленина актер сочетал простоту и величие, глубокий аналитический ум и задушевный юмор.
Художественная правда образа покоряла мгновенно: зрители долгой овацией, стоя приветствовали выход Щукина в образе Ленина. Уже при жизни Бориса Васильевича Щукина многие были склонны назвать его великим актером. Не называли, ибо не принято, не водится так определять живущего, творящего, полного планов артиста. Он ушел из жизни горько рано, не успев свершить всего, что ему было предначертано. Но успел сделать все, чтобы на его памятнике было написано – великий советский актер.

 

Продолжение: часть 4часть 5часть 6, часть 7часть 8часть 9часть 10часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26