menu-options

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА (Часть 5)

чудо святого антония 1Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

 

 

М. Метерлинк
ЧУДО СВЯТОГО АНТОНИЯ (1921)

 

Выбор именно этого спектакля для открытия театра говорит о том, что театр считал эту работу принципиально важной, воплотившей идейные и художественные искания молодой студии. Главный духовный подъем, который отличает послереволюционное творчество Вахтангова, опирался на четко осознанное им понимание роли художника в революционную эпоху. «Революция, – писал он, – красной линией разделила мир на «старое» и «новое». Нет такого уголка жизни человеческой, где не прошла бы эта линия, и нет такого человека, который так или иначе не почувствовал бы ее... Как может она не коснуться сердца художника?» Фантастическая история о пришествии святого Антония, воскресившего умершую женщину, богатое наследство которой торопливо собрались делить ее родственники, давала возможность для беспощадно злого обличения ханжеской буржуазной морали. Такой аспект решения спектакля, подсказанный революционной действительностью, свидетельствовал об идейной эволюции художника. Ведь первая редакция этой пьесы (1918) во многом строилась на мягкой улыбке, на добродушной усмешке, на утопической идее всеобщего примирения.
Р. Н. Симонов в своей книге «С Вахтанговым» так пишет о задаче, которая стояла тогда перед Студией: «...пьесу Метерлинка в первые послереволюционные годы нужно было сыграть так, чтобы спектакль по духу своему был как можно более созвучен времени, чтобы в нем зритель увидел, почувствовал гневное обличение пороков буржуазного общества – ханжества, бездушия, мещанской ограниченности. Мы стремились сделать это, пользуясь приемом сатирической комедии».
 

 

 

чудо святого антония 2чудо святого антония 3

 

 

Продолжение: часть 6, часть 7часть 8часть 9часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26