menu-options

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА (Часть 6)

свадьба 2Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5

 

 

А. П. Чехов
СВАДЬБА (1921)

 

Творчество А. П. Чехова всегда было близко Вахтангову, воспитаннику Московского Художественного театра. «Свадьба» была вторым спектаклем Третьей студии. Обращение к этой пьесе Чехова в первые послереволюционные годы на первый взгляд выглядит загадкой. Какое решение предложил Вахтангов, чтобы этот чеховский водевиль – смешной, чуть горьковатый, чуть грустный – обрел современное звучание? Как часто талантливый художник задает такие загадки, как часто в искусстве случается, что гений открывает тончайшие связи с жизнью там, где, казалось бы, обнаружить их почти невозможно. Вахтангов сам оставил ответ на загадку со «Свадьбой», он подсказал, как следует понимать его замысел. В своем дневнике он пишет:
«У меня сейчас порыв встать и бежать сказать о том, что у меня зародилось. Я хочу поставить «Чайку». Театрально. Так, как у Чехова. Я хочу поставить «Пир во время чумы» и «Свадьбу» Чехова в один спектакль. В «Свадьбе» есть «Пир во время чумы» Эти, зачумленные уже, не знают, что чума прошла, что человечество раскрепощается, что не нужно генералов на свадьбу.
У Чехова не лирика, а трагизм».
Вот как расшифровывался глубочайший и неожиданный замысел чеховского водевиля. Вот как наполнился он содержанием, продиктованным новым ощущением действительности. Кроме того, эта выразительнейшая запись показывает, что такое искусство режиссуры, как широки границы творческой самостоятельности талантливого режиссера, какова его роль идейного руководителя.
Р. Симонов отмечал, что чеховская «Свадьба» имела очень большое значение в развитии и становлении Вахтанговского театра. «За время репетиций «Свадьбы», – писал он, – мы прошли у Вахтангова науку создания образов одновременно и гротескных и правдивых, школу внутренне одухотворенного и внешне выразительного актерского мастерства». В спектакле были заняты Б. Щукин (Жигалов), О. Басов (Ревунов-Караулов), Р. Симонов (Дымба), М. Некрасова (Дашенька), Е. Ляуданская (Змеюкина), И. Кудрявцев (Апломбов).

 

 

Продолжение: часть 7часть 8часть 9часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26