menu-options

Много градусов по Фаренгейту

«Август. Графство Осейдж» в Театре им. Маяковского

Латыш Гиртс Эцис и литовец Миндаугас Карбаускис поставили в Театре им.Маяковского спектакль «Август. Графство Осейдж» об американской семье, которую не отличить от русской.

Похоже, американец Трейси Леттс сделал щедрый подарок всем российским театрам, сочинив пьесу «Август. Графство Осейдж». Не прошло и шести лет после бродвейского триумфа и почти моментальной выдачи драматургу Пулитцеровской премии, а «Август» уже с успехом шагает по стране. Справедливости ради надо сказать, что не только по нашей стране — буквально на днях на экраны вышел голливудский «Август», где заняты Мэрил Стрип, Бенедикт Камбербетч, Джулия Робертс, Юэн Макгрегор. Но воодушевление российских театров по отношению к этой семейной драме даже превзошло энтузиазм заокеанских коллег. Графство Осейдж (это где-то в Оклахоме) успело побрататься и с Омской областью, и с Новосибирской, а теперь вот о его существовании знает и московский зритель. Ничего удивительного: «Август. Графство Осейдж» — штуковина, обреченная на успех у публики, и вряд ли можно причислить к случайностям то обстоятельство, что уже два года подряд это название мелькает в списках номинаций «Золотой маски» — год назад за омский спектакль был номинирован режиссер Анджей Бубень, а в этом году на главный приз претендует Марат Гацалов, сумевший увлечь пьесой актеров новосибирского театра «Глобус».

Театру Маяковского, который два сезона назад вступил в новую для себя эру, сегодня, как никому другому, нужен прежде всего зритель, прежде всего успех. И если согласиться с этой прагматической позицией, то правильно поступил худрук театра Миндаугас Карбаускис, впрягшийся в работу над этой семейной историей вместе со своим рижским коллегой Гиртсом Эцисом. Ведь чем хорош «Август»? Тем, что здесь, как в любой качественной семейной истории, есть где разыграться актерам. Своего Камбербетча в труппе не обнаружилось, но зато имеется грандиозная Евгения Симонова, которая даже не то что вжилась, а просто-таки ввинтилась в роль трагикомической бабушки-наркоманки.

В прологе к спектаклю методично перечисляются все антидепрессанты и прочая медицинская дрянь, на которую много лет назад подсела больная раком Виолетта Уэстон. В списке не меньше двадцати названий, и у зрителя при первом же взгляде на героиню возникает стойкая уверенность в том, что Симонова, доведись ей сейчас сдавать экзамен по фармакологии, с усердием отличницы рассказала бы об эффектах и побочных действиях каждого из препаратов. Лихорадочный блеск в глазах, дрожь в голосе и конечностях — все это тоже выполнено на твердую пятерку. Не позволяя себе срываться на открытый крик, актриса тем не менее постоянно взвинчивает градус любой, даже самой невинной беседы.

Температура в этой пьесе высокая не только у Виолетты. Август же на дворе, а в доме вдобавок ко всему еще и натоплено сверх всякой меры. Кто-то из персонажей вспоминает, как Виолетта решила поселить у себя попугайчиков — принесла из зоомагазина одного, а он сдох. Потом другого — и с ним та же беда. Оказалось, что африканская птичка духоты не вынесла. Жара!

Одним из главных героев постановки становится трехмерный Отчий Дом, придуманный художником Гинтсом Габрантсом. Следуя кинематографической моде, Маяковка даже назвала спектакль «семейной историей в 3D». На голую стену проецируются то гостиная, то спальня, то фасад. Распахиваются двери, выдвигаются какие-то ящички и комнатки — кажется, дом живет своей жизнью, храня равнодушие по отношению ко всем жарким страстям, пылающим под его крышей. Отчий дом чрезмерно многолюден по той причине, что семья только что потеряла отца. Мы услышим размеренный голос Бэверли Уэстона в прологе, который предшествует его самоубийству. Но самого героя так и не увидим ни в 2D, ни в 3D. Наверное, его душа просто вселилась в эти равнодушные стены и отрешенно наблюдает за тем, как его чада и домочадцы, съехавшиеся в графство Осейдж со всей страны, ругаются друг с другом и мучаются вовсе даже не от многолюдности, а, наоборот, от одиночества и недостатка любви. А когда нет любви, то, к сожалению, никакие антидепрессанты не помогут.

 

Ведомости, 31 января 2013 года
Глеб Ситковский
Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/385491/mnogo_gradusov_po_farengejtu 

Еще рецензии на представление «Август. Графство Осейдж»

Трагедия положений, или Призрак худрука

Роль без спектакля