menu-options

Когда любовь не вздохи на скамейке

  Режиссер Лев Эренбург преобразил роковую драму А.Н. Островского в «трагифарс о любви». И хотя спектакль получился не совсем по Островскому, смотреть его интересно. Возможно, потому, что он очень театральный.

События развиваются на фоне Волги, сплавляемых березовых брёвен и лодок – на плаву и отработавших свой срок. Всё это –полноправные персонажи спектакля, время от времени они выступают на первый план. И еще вода. Она источник жизни и место гибели, она крутит колеса пароходов и утоляет жажду, ею приводят в чувство и смывают грязь.

Обещанной постановщиками любви в спектакле мало, зато с избытком страстей, надрыва, ухарства, истерик. Персонажи ведут себя, «как мужик русский: мало радости, что пьян, надо поломаться, чтоб все видели». Зато простор для импровизации.

Бесприданницу Ларису Огудалову любят все мужчины, однако ей нужен только один – пароходчик Паратов (Алексей Фатеев), а он-то как раз и не рвется в мужья, хотя знаки внимания оказывает. Местные богачи Кнуров (Юрий Лахин) и Вожеватов (Всеволод Макаров) – яркие представители рыночной психологии – тоже влюблены в красавицу Ларису, и право первенства на нее разыгрывают за обедом в карты. Без ума от Ларисы и болезненно самолюбивый клерк Карандышев, который глупой ревностью и занудством погубил неожиданно свалившееся на него счастье.

Устав от мельтешения кавалеров и материнских забот по поиску достойного жениха, Лариса решает выйти замуж за Карандышева, у которого одно ценное достоинство – он ее искренне любит. Начинается подготовка к свадьбе, и тут раскрывается во всей своей неприглядности мелочный и честолюбивый характер жениха.

Обилие деталей, забавных сценок, неожиданных этюдов «по поводу» и «просто так» отвлекают от главного, хотя наблюдать за ними интересно. В суетной круговерти «водных процедур» теряется Ларисина любовь «без оглядки».

Проведя ночь в объятиях Паратова, Лариса узнает, что он помолвлен с другой. Горю ее нет предела. Но в отличие от героини Островского наша Лариса – симбиоз жертвы и палача – не падает духом и пытается даже торговаться: «Вы мне только скажите, жена я вам или нет?»

В этой сцене Полине Лазаревой удалось показать не только драму оскорбленной и преданной любимым женщины, но и цинизм всего происходящего.

Но наиболее цельным получился, на мой взгляд, образ Карандышева. Благодаря актерскому обаянию Алексея Дякина этот ничтожный, смешной человек вызывает не только жалость, но и симпатию. Например, в унизительной для себя сцене «дуэли» с Паратовым на полотенцах или когда он бросается к Ларисе, чтобы прикрыть ее позор, а она отвергает его: «Я слишком дорога для вас. Если быть чьей-то вещью, то дорогой».

В этом спектакле Лариса погибает случайно. Умирая, она благодарит Карандышева за облегчение.
Не обошлось и без новомодных мелочей. Оказывается мать Ларисы и Мокий Парменыч в юности любили друг друга, а теперь старый селадон влюбился в младшую дочь Огудаловой – Ларису. И уж совсем в духе времени провинциальный актер Робинзон (Игорь Евтушенко) намекнул на свою нетрадиционную симпатию к Паратову.

Если спектаклю чего-то не хватает, то это, прежде всего, чувственности. Фарс получился, с трагедией сложнее.

Нельзя не сказать и о работе художников. Валерий Полуновский создал образную и очень функциональную сценографию, а Тарас Михалевский обогатил ее световыми красками.

 

Москвичка, 9 мая 2014 года

Источник: moscvichka.ru/moscvichka/2014/05/09/kogda-lyubov-ne-vzdohi-na-skamejke-9603.html

Еще рецензии на представление «Бесприданница»

Режиссер отомстил Островскому