menu-options

Виталий Соломин. Часть 7

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
 

Все, что у Астрова, опять-таки традиционно, было пафосом или искренней увлеченностью, - здесь шутейно. Тем естественнее. Все норовят исповедаться. А он - смешит. Странный Астров. Но не выдуманный, а вычитанный у Чехова. Про чудаков-то рассуждает он. Постоянно.

«У Чехова обычно есть герой, который все понимает. Он - редкое существо. И он очень мучительно живет. Астров, с одной стороны, дело делает и леса сажает. Но видит бессмысленность этого всего, потому что леса эти обворовывают, вырубают... Но это хочется делать, в этом смысл жизни, иначе кто я? Зачем живу? Что хочу? Почему, мучительно живя, он камуфлирует эту мучительность? Он старается вести себя так, чтобы не показаться смешным. Он скорее сам будет смеяться над собой, над всем происходящим, нежели позволит, чтобы смеялись над ним.

Он перешагнул тот возраст, когда были надежды, что еще что-то произойдет... Какой-то огульный финал жизни!

Он много работает, одинок, он чувствует себя стариком. А как тогда в России говорили: вошел пожилой человек 33 лет...»

И режиссер Сергей Соловьев, и актеры по-своему расставляют ударения в чеховском тексте. Главным образом так обретается в спектакле трактовка. Эпиграфом, похоже, взяты слова Астрова, обращенные к Войницкому: «Наше положение, твое и мое, безнадежно», и - «Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека...» Ударение - на слове «было».

Страсти, которые разгораются на сцене, - с истериками, слезами, оскорблениями и, наконец, сумасшествием, - неинтеллигентны. Этот мотив уходящей, разрушаемой интеллигентности у Чехова постоянен и очень звучен. Здесь он - лейтмотив спектакля. Интеллигентно - скрывать свою боль, не утруждая ею других. Неинтеллигентно - так открыто страдать, так постоянно ныть.

Но потеря интеллигентности здесь - это драма доведенных до крайности людей. Проигравших жизнь. Ставящих последние гроши надежды и сил - на «зеро», на любовь Елены.

«Астров понимает, что не женится на Елене, нет. Он понимает, в каком она состоянии. Он и говорит ей, что не здесь, так в Саратове - вы все равно когда-нибудь сорветесь. Лучше уж здесь, на лоне природы: поэтично по крайней мере».

Этот мотив «chercher la femme» прописан в спектакле каллиграфически. Елена - С. Аманова ослепительно хороша. И дуэт-дуэль братьев Соломиных - зрелище увлекательное. «Пять пудов любви». Впрочем, весь спектакль - дуэт. И весь спектакль - дуэль. Виталий Соломин прячет трагедию, приоткрывая подлинные чувства в редкие и очень короткие минуты серьеза, когда имидж своего Астрова вдруг снимает как маску. Юрий Соломин распахивает чувства отчаянно, сильно, он играет «на разрыв аорты».

В Малом поставили «страшную вещь», как назвал «Дядю Ваню» Горький. Не триллер - в спектакле все ласкает глаз: красивые декорации, красивые актерские лица... Но все царапает душу. Надрывая ее вечной драмой и усадеб, и коммуналок: «...мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно...»