menu-options

Виталий Соломин. Часть 10

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
 

«У Чехова в начале Иванов действительно умирал от заболевания. Но потом драматург написал: «стреляется». То, что человек стреляется, - это его покаяние. Мы же только по словам знаем прежнего Иванова. А это - поступок, который подтверждает его человеческую незаурядность.

В нем нет неадекватности. В пьесе есть замечательная фраза о том, что доктор бесплатно лечит жену Иванова. А Иванов не может себе этого позволить: для него это оскорбительно. Как оскорбительно принять деньги от Лебедева. Ему важно не быть смешным в собственных глазах. А жизнь заставляет его быть смешным: бесплатный врач, который его еще и поучает... И это продолжается уже довольно длительное время. Ему советуют везти жену в Крым. А у него нет денег! И уже нет той страстной влюбленности, ради которой он бы все продал, чтобы продлить жизнь Анны Петровны хоть ненадолго... А потом умереть с ней в один день. Это раз. Второе: она столько отдала ему, стольким для него пожертвовала. И в этом катастрофа - в том, что он-то ничем не жертвовал.

В нем видели гения, а он был ничем не замечательным человеком. Чехов писал об Иване Ивановиче Иванове. Вот где драма! Когда в человеке видят гения, а он не гений -это мучительно... Жена до сих пор считает его идеалом, из-за этого он не может находиться в доме. Он ощущает себя никем!

Он нормальный мужчина, он любит пококетничать, пофлиртовать, он фрондерствует. Он сам провоцирует Сашу, а потом понимает, что это - вторая волна, которая на него пошла: она тоже видит в нем нечто особенное и хочет за это бороться. Она - Хилари Клинтон!» Соломин сыграл этого «обычного» человека. Который, однако, болезненно горд. Раздавлен чувством долга. И хочет вырваться, пожалуй, из самого себя... А еще он чертовски обаятелен, и понимаешь, почему в него все влюбляются... Его Иванов в чем-то перекликается с его же Астровым. Артистом Виталием Соломиным Чехов решается так...

«Почему любят его? Этого ведь никто объяснить не может. Меня некоторые женщины любят. Хотя мне уже не 20 лет. Я бываю злым, мрачным, подавленным. А бываю веселым, кокетничаю. Я затрагиваю, достаю женское начало.

Иванов живой. Он нежадный. Он с юмором. Он ничего не требует. С ним очень легко, что нравится в мужчинах...» Соломин все время пытается проникнуть в самую глубь характера, охватить всю широту ассоциаций. Его аналитический ум каким-то чудом не мешает его актерской непосредственности.

Он постоянно в поиске, этот артист. Который спокойно мог почивать на лаврах счастливого своего амплуа и недюжинного дара. Но неуспокоенность души - это тот крест больших художников, который и он несет. Несет и «верует»...

И я задаю последний вопрос: не пожалел ли Виталий когда-нибудь о том, что не стал математиком?

«Нельзя жалеть, что чем-то другим не занялся. Потому что неизвестно: как оно сложится... Другое дело, что периодически посещает мысль, что именно тебе не надо было именно этим заниматься. Ведь бывают моменты, когда все удается, когда режиссер предлагает любую глупость, а ты, актер, можешь взять и делать... Актерское дело ведь замечательное. А бывает - словно разучаешься, и что-то деревянное поселяется в тебе. И пропадает интерес. И коришь себя, что не на своем месте, не при своем деле... А потом возвращается все на круги своя... И думаешь: как замечательно этим заниматься. Даже не режиссировать, - мне хочется только играть».

"В Малом театре я нашел своих учителей: Николая Александровича Анненкова, Елену Николаевну Гоголеву, Виктора Ивановича Хохрякова. У них я научился уважать свою профессию." В. Соломин