Из книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр". Часть 9.
В 1936 году на базе Московского театра для детей был создан Центральный детский театр, разместившийся рядом с Главным и Малым театрами Москвы. Директором и художественным руководителем его назначили Наталию Сац. С театром стали сотрудничать Алексей Толстой, Валентин Катаев, Евгений Шварц. Сергей Прокофьев сочинил для театра известную всему миру музыкальную сказку «Петя и волк», сказку, рассказанную языком симфонических инструментов. И сейчас она с успехом идет на сцене Детского музыкального театра; в роли ведущего часто выступает автор этого замысла — Наталия Ильинична Сац.
Спектаклем «Петя и волк» открылась осенью 1983 года детская филармония при театре. Это был праздник симфонической музыки, на котором исполнялись также блестящий «Путеводитель по симфоническому оркестру» Бенджамина Бриттена и музыкальная юмореска Александра Чайковского «Мы с приятелем» (на стихи С. Михалкова).
В годы Великой Отечественной войны Н. И. Сац работает в Алма-Ате. Там она создает первый в Казахстане детский театр, единственный в своем роде: с самого начала в его штате был большой симфонический оркестр, который стал центром музыкальной жизни казахской столицы.
В программу концертов входили утвертюра Бетховена из музыки к «Эгмонту» Гете, концерт Грига для фортепьяно с оркестром, «Петя и волк» Прокофьева. Дирижерами театра были Дмитрий Водопьянов и Евгений Манаев.
В Алма-Ате Н. И. Сац окончательно утвердилась в мысли, которая возникла у нее еще в годы первых оперных постановок с Клемперером: она должна создать детский оперный театр! Театр, который откроет детям и подросткам сокровищницу русской и европейской классической музыки, вдохновит советских композиторов на сочинение опер и балетов для ребят.
Но от идеи до ее осуществления — «дистанция огромного размера». Нужно было многих убедить в том, что детский музыкальный театр — важное, просто необходимое дело! И это было блестяще доказано в письме Наталии Сац и Дмитрия Кабалевского, опубликованном в «Правде» 28 февраля 1962 года. Письмо так и называлось: «Нужен Музыкальный театр для детей».
«Речь идет о таком театре, — писали авторы, — которого еще нет в нашей стране, какого еще не существует на свете. О театре, потребность в котором давно уже назрела... Создание творческого центра детской музыкальной работы необходимо и открывает огромные перспективы».
И вот появилось решение об открытии театра. Несколько советских композиторов получили заказы на создание музыкальных произведений для детей. В художественный совет театра вошли Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, В. В. Барсова, Г. С. Уланова, В. Ф. Рындин.
Но театр — это еще и труппа, и оркестр, и здание...
Все части книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.