menu-options

Эм. Двинский "Уголок имени В.Л. Дурова" (1970 год) (Часть 13)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12

 

 

IV. ЖИЗНЬ ПУНЧИ

 

уголок дедушки ДуроваГлавный товарный вагон, стоявший на запасном пути, вдруг сам собой сдвинулся с места и покатился по рельсам. Впереди стояло несколько других вагонов, могло произойти столкновение. Встревоженный дежурный по станции схватился за телефон и срочно направил людей на место происшествия.
Но вагон вел себя чрезвычайно странно. Он неожиданно остановился, а потом поехал назад. Когда прибежали люди, загадка разъяснилась: вагон двигала... слониха. Проводник ее куда-то отлучился, а она стала хоботом хвататься за вагоны стоящего рядом состава и подтягивать свой вагон, перекатывая его вдоль путей то вперед, то назад. Сообразительную слониху звали Пунчи. Вместе со своим дрессировщиком Карелом Створой она ехала в Москву, в Уголок имени В. Л. Дурова. Приключения Пунчи начались с посадки. Чтобы ввести слониху в вагон, пришлось построить крепкий дощатый помост, способный выдержать ее немалый вес – три с половиной тонны. Прежде чем двинуться по нему, Пунчи ощупала доски хоботом, попробовала их прочность сперва одной ногой, потом двумя. Если бы хоть одна доска скрипнула или прогнулась, слониха не пошла бы дальше.
Слоны хорошо чувствуют свой огромный объем и вес и поэтому передвигаются очень осторожно. Ведь стоит слону провалиться в яму, и он оттуда не выберется. В Индии, Бирме, Сиаме, на островах Цейлон, Суматра, Борнео их так и ловили, сооружая замаскированные ямы.
Убедившись, что помост достаточно прочен, Пунчи медленно пошла вверх. Но большой пульмановский вагон оказался ей не по росту. Высота Пунчи два с половиной метра, а дверь была значительно ниже. Положение казалось безвыходным. Но не зря Пунчи была дрессированной слонихой. По сигналу дрессировщика она согнула передние ноги в коленях, оттянула задние ноги и как бы вползла в вагон.
В конце 1945 года Пунчи приехала в Москву. Уголок имен В. Л. Дурова восстанавливал после Великой Отечественной войны свою работу, а без слона, который всегда принимал участие в дуровских выступлениях, труппа дрессированных зверей, конечно, не могла считаться полностью укомплектованной.
Пунчи очень скоро стала самым популярным четвероногим в Москве, любимицей не только детей, но и взрослых. В детских газетах и журналах то и дело появлялись заметки о различных приключениях и забавных проделках слонихи. И хотя Пунчи теперь уже нет в живых, жизнь ее в Уголке заслуживает подробного рассказа.



уголок дедушки ДуроваПАРИКМАХЕР СЛОНОВ ИЗ ЛОНДОНА И ПАРИЖА

 

По наследству Пунчи получила жилплощадь, которую когда-то занимал знаменитый дрессированный дуровский слон Бэби.
Бэби знали во многих городах России. Первое время считали, что Бэби – необыкновенный слон карликовой породы. В ту пору он был не выше своего хозяина. Но вскоре обнаружилось, что торговец животными, у которого Дуров купил слона, обманул покупателя: Бэби оказался просто полугодовалым слоненком и рос очень быстро.
Из всех современных животных, живущих на земле, слоны – самые крупные и сильные. Однако Дуров дрессировал могучего гиганта тем же методом, которым обучал маленьких мышей, птиц, свиней,– методом вкусового поощрения.
Дуровский слон Бэби за всю свою жизнь не получил ни одного удара. Но этот небитый слон стоил десяти битых. Он демонстрировал в цирке удивительные номера. Вот одна из забавных сценок, которые разыгрывал Бэби.
На арене цирка парикмахерская с бритвами, кисточками и ножницами устрашающей величины. Дуров представляет зрителям знаменитого парикмахера Слонова из Лондона и Парижа. Слон вежливо кланяется. Дуров просит его привести в порядок помещение, смахнуть пыль и лечь спать, чтобы завтра пораньше начать прием посетителей.
Бэби хоботом выдвигает за ручку ящик стола, вынимает салфетку стирает пыль со стола, протирает окна, нарисованные на декорации и направляется к громадной кровати, которая стоит посреди арены.
Поправляя хоботом подушку, слон замечает гигантского клопа. Он бросает его на землю и давит ногой. Клоп с треском лопается – это надутый свиной пузырь. Публика хохочет, а Бэби продолжает готовиться ко сну.
Слон не ложится в кровать, а становится на нее ногами. Ему мешает свеча, и он замахивается на нее подушкой. Дуров отнимает подушку и велит Бэби задуть свечу. Бэби вытягивает хобот и дует: свеча вместе с подсвечником летит на ковер. Теперь можно спать. Слон опускает голову на подушку.
Но скоро появляется клиент – цирковой комик Ванька-Встанька. Бэби быстро поднимается и встречает посетителя поклоном. Комик взбирается на высокий парикмахерский стул. Начинается сеанс «стрижки, брижки и завижки». Слон раздувает мехами горн, и оттуда вылетают снопы бенгальского огня, на кузнечном горне греет щипцы для завивки.
– Быть может, вы наточите бритву? – говорит Дуров.
Бэби берет хоботом метровую бритву и точит ее на огромном точиле. Затем гигантской кистью из мочала он взбивает в ведре мыльную пену. Через секунду клиент оказывается с ног до головы в мыле. Бэби водит по голове Ваньки-Встаньки бритвой, которая вдвое больше комика. Тот в страхе кричит и убегает. Бэби догоняет его и тащит хоботом обратно – ведь надо уплатить за работу.
уголок дедушки ДуроваВанька-Встанька с неудовольствием лезет в карман и достает кусок сахару. Слон немедленно отправляет его в рот. Публика аплодирует – Бэби кланяется и собирает лакомства, которыми его угощают зритель
Бэби участвовал и в другой забавной сцене. Дуров устраивал на арене школу зверей. За партами, перелистывая фанерные книги и тетради, сидели морские львы, свинья, теленок, ослик, пеликан, фокстерьер Пикки и сенбернар Лорд. Среди «школьников» был и Бэби.
Дуров спрашивал слона:
– Сколько будет три плюс четыре?
Прилежный ученик брал хоботом кусок мела и выводил на черной доске семь больших палок. Иногда палки были так велики, что для них не хватало места на доске. Тогда Лорд выручал Бэби и лаял столько раз, сколько недоставало единиц.
Если же Бэби, увлекшись, писал палок больше, чем надо, к доске подбегал морской лев Лео и ластом стирал лишние единицы.
Слон Бэби был самый ученый, самый большой, самый сильный и самый добродушный из дуровских зверей.

 

 

РЕПЕРТУАР СЛОНИХИ

 

Пунчи не выступала на арене цирка, она даже не попала в труппу Театра зверей, так как слишком велика для его сцены.
Зимой она показывала свои номера у себя в загоне, а летом – в саду Уголка. Она была очень вежлива. Когда зрители собирались перед загоном, Пунчи приветливо их встречала и со всеми здоровалась, забавно наклоняя голову.
Хобот играет большую роль в жизни слона. Ученые считают хобот лучшим в мире «аппаратом» обоняния. Слон способен улавливать запахи на расстоянии до пяти километров, поэтому он доверяет своему нюху больше, чем глазам и ушам. Принюхиваясь, слон то опускает хобот к земле, то задирает его высоко вверх и поворачивает в разные стороны. Вместе с тем хобот – чувствительнейший орган осязания. Даже ночью слон передвигается легко и быстро, уверенно обходит любые препятствия, так как обнаруживает их с помощью хобота.
Через хобот слон вдыхает воздух. Хобот служит ему и как шланг при водопое. Он втягивает в этот «шланг» целое ведро воды и затем переливает ее в рот. Слон может также выпустить эту воду фонтаном над собой и освежиться под душем. Слон не чихнет, если в его гигантский «нос» попадет вместо воды песок. Он даже любит всасывать хоботом песок или опилки, а потом высыпать их себе на спину. Когда Пунчи летом после купания укладывается в саду отдохнуть, она обязательно насыпает на себя гору песка – так ей прохладней.
Хобот обладает и еще одной, самой удивительной, способностью – он действует как рука. Слон может поднимать им любые предметы – от больших бревен до десятикопеечной монеты, которую он захватывает с помощью гибкого, похожего на палец отростка, имеющегося на кончике хобота. Хоботом слон срывает ветки и листья с деревьев, подбирает пищу с земли и отправляет в пасть.
Публика часами стояла возле Пунчи, наблюдая за слонихой, удивляясь разнообразию движений ее хобота, универсальности его действий. Вот дрессировщик просит Пунчи позвонить. Она протягивает хобот, захватывает им веревку колокола и несколько раз дергает ее.
Карел Створа подвигает к ней небольшую, но очень прочную круглую тумбу. Слониха подгибает задние ноги и усаживается на тумбу. Держа передние ноги на весу, она вытягивает кверху хобот, словно фанфару, и начинает трубить. Кажется, что мощные звуки вылетают из хобота, но на самом деле хобот здесь ни при чем. Голосовые связки расположены у слонов так же, как и у всех других животных,– в горле.
– Потише! – просит дрессировщик.
уголок дедушки ДуроваПунчи послушно уменьшает силу звука: ее научили трубить вполголоса, чтобы не пугать юных посетителей.
Пунчи выступала и как эквилибрист. На середину площадки выдвигали тумбу. Слониха сперва ставила на подставку передние ноги, затем с тяжелым вздохом набрав воздух и шумно выдохнув его, нерешительно приподнимала заднюю ногу и осторожно переносила ее на тумбу – Створа произносил несколько ласковых слов, и к трем тесно прижатым одна к другой ногам присоединялась четвертая. Громадное животное твердо стояло на маленькой площадке диаметром около метра. Но номер этим не ограничивался: Пунчи поднимала одну переднюю и одну заднюю ногу, вытягивала вперед хобот и застывала в этой «грациозной» позе.
В обширную программу Пунчи входили и другие гимнастические упражнения: стойка на двух задних ногах, стойка вниз головой на передних ногах и хоботе, ходьба по «бутылкам» – специальным столбикам, поставленным в один ряд. Она умела играть на медных тарелках и даже танцевать вальс.
Вот номер, который в цирке обычно показывают под тревожную Дробь барабана. Створа ложится на землю, а Пунчи с удивительной осторожностью перешагивает через него, высоко поднимая ноги. Затем Пунчи становится над Створой и медленно опускается на него, сгибая в коленях сперва задние, а потом передние ноги. Громадная туша весом три с половиной тонны вот-вот раздавит дрессировщика. Зрители замирают в волнении. Но Пунчи хорошо чувствует расстояние. В то самое мгновение, когда ее живот должен коснуться человека, она напрягает все мускулы и замирает неподвижно. Этот трудный номер Пунчи демонстрировала редко.
Летом слонихе приходилось выступать перед публикой до сорока раз в день. Конечно, невозможно каждый раз показывать всю программу целиком. В зимнем помещении некоторые номера нельзя демонстрировать из-за тесноты. Но чтобы Пунчи не забыла дрессировки, Створа время от времени повторял с ней весь репертуар.
Пунчи научилась даже отвинчивать гайки. Железные ворота в ее загоне запираются болтом, на который навинчивают большую гайку. Однажды слониха, обхватив гайку кончиком хобота, стала откручивать ее. Затея Пунчи увенчалась успехом. Она вытащила болт из петель, открыла ворота и отправилась путешествовать по Уголку.
В помещениях Уголка тесно и проходы очень узки, но слониха ухитрилась не задеть ни одного предмета. Она ступала мягко, осторожно, без малейшего шума. Эта удивительная бесшумная походка грузных животных объясняется особенностями устройства их ступней. Под высоко поднятыми костями задней части ступни находится студенистая масса, благодаря которой слон ходит как бы на мягких, упругих подушках, пальцы ног также снабжены пружинящими подушечками. Но хотя Пунчи и не шумела, пол под ее тяжестью все же дрожал. Звери в клетках проснулись и подняли неистовый рев.
Когда прибежали служители, Пунчи стояла у мешка с овсом. Услышав команду «На место!», она покорно отправилась в свой загон, однако находку захватила с собой.
После этого на ворота загона повесили кроме болта еще и большой амбарный замок. А отвинчивание гаек стало номером, который Пунчи демонстрировала зрителям.
 

 

Продолжение...