menu-options

Театр «революционного» шторма. Часть 3

Ранее: 1, 2.

Интересно, остро и принципиально новаторски ставился вопрос о взаимоотношениях личности и народа в «Мистерии-буфф» В. Маяковского. Прямо по облакам шагали нечистые в поисках земли обетованной — солнечной коммуны. Словно сама вселенная — и небо, и звезды, и земной шар, изображенный как игрушечный, осязаемый и сразу весь видный,— разверзлась в произведении поэта, явив миру великие исторические перевороты. Человек просто (роль его в постановке В. Э. Мейерхольда в 1918 г. исполнял автор), символ непреклонного бунта, появлялся перед нечистыми и вдохновлял их на реальную борьбу за действительное, отнюдь не бесплотное небесное благополучие. А когда он исчезал, каждому казалось, что он остался с ним, войдя в него, и нечистые отправлялись на штурм земного, человеческого счастья...
Советскому театру первых послереволюционных лет были присуши черты плакатной агитационности, огромный полемический запал. Общую эстетическую направленность этих исканий очень точно выразил Маяковский:

Для других театров
представлять не важно:
для них
сцена —
замочная скважина...
Смотришь и видишь —
гнусят на диване
тети Мани
да дяди Вани.
А нас не интересуют
ни дяди, ни тети,—
теть и дядь и дома найдете.
Мы тоже покажем настоящую жизнь,
но она
в зрелище необычайнейшее театром превращена.

Быть может, никогда до этого театр не становился так близко к жизни. Естественно входили в театральные постановки сообщения о победах на фронтах гражданской войны, куски статей из сегодняшних газет. Никогда ранее до этих первых лет Советской власти русский театр не обращался к столь широкой массовой аудитории. Но теперь он обращался к ней с обобщениями, отвлеченными от бытовой конкретности жизни, использовал абстрактные образы-символы, космические аллегории и карикатуры. И в этом заключалась внутренняя противоречивость театра того времени и ограниченность его воздействия на массового зрителя.
Старые академические театры знакомили зрителей с сокровищами мировой культуры, старались по-новому прочесть классические произведения. Жажда нового лежала в основе разнообразных, нередко спорных опытов молодых художников, которые только входили в искусство, свято веруя, что им-то и надлежит стать реформаторами современного театра.
На развитии советского театра первых послереволюционных лет сильно сказались медленные темпы становления реалистической современной драматургии, а также известный разрыв, образовавшийся между первыми, только что написанными драмами и театральной практикой. Без пьес, правдиво отражающих новую жизнь и творца этой жизни — советского человека, не мог быть создан новый, нужный народу театр. Вопросы репертуара требовали немедленного разрешения. В 1923 году в резолюции XII съезда партии был записан пункт о необходимости поставить в практической форме вопрос об использовании театра для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм и о проведении в этих целях работы по созданию и подбору «соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса». Это был как раз год организации театра МГСПС — маленькой передвижной театральной труппы для обслуживания рабочих клубов Москвы.
Его возникновение очень походило на рождение многих других театров, тесно связавших свою судьбу с профсоюзами, с самыми широкими кругами новых зрителей. Не было ни праздничного, торжественного открытия, ни предварительного организационного периода.
Еще в конце 1922 года в культотделе МГСПС созрело решение создать свею театральную группу. Одновременно та же мысль появилась у нескольких театральных работников. Представитель их Сергей Иванович Прокофьев пришел со встречным предложением в культотдел МГСПС.
3 марта 1923 года Президиум МГСПС утвердил «Организацию передвижной труппы при культотделе». Одновременно на многочисленных рабочих собраниях будущие зрители принялись обсуждать направление и формы работы своего театра.
А небольшая горящая энтузиазмом актерская труппа тем временем уже покатила за заставы Москвы, на ее окраины. На одной телеге помещалось все немудрое оформление спектакля. Вновь рожденный театральный коллектив едва насчитывал в своем составе десяток человек. Он не имел постоянного помещения, но уже спешил активно включиться в строительство новой, социалистической культуры.

Продолжение...