menu-options

Константин Александрович Зубов. Часть 5

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.

На сцене Малого театра я в третий раз встретилась с К. А. Зубовым в радостной творческой работе — «Бешеные деньги», «Женитьба Белугина», «На всякого мудреца довольно простоты» и т. д.

Это была пора творческой зрелости Константина Александровича, пора большого счета по отношению к искусству и к себе лично, пора поисков в творчестве и нахождения ответов.

И вместе с тем это была пора напряженнейшей работы, глубокого постижения традиций Малого театра, связанных с сознанием необходимости занять свое место в его сложном, талантливом и требовательном коллективе артистов. И Зубов занял это место, занял не просто, не легко, а проведя огромное количество трудных, но всегда успешных сценических боев.

Неизменно соблюдая мудрое житейское правило не навязывать своих привычек хозяевам дома, Зубов при этом никогда не отступал от своей творческой программы, выработанной на протяжении нескольких десятилетий. Он вошел в Малый театр с глубоким уважением к его традициям, с большой любовью к людям, в нем работающим. Он учился у старейших его мастеров и, может быть, поэтому с такой уверенностью и с таким внутренним правом отдавал свой огромный опыт молодым щепкинцам.

Так Зубов обрел в Малом театре свой родной дом. И пусть его биография, вернее, наиболее значительная часть его биографии, связанная с Малым театром, послужит образцовым примером для каждого художника, который, почувствовав близость к искусству старейшего русского театра, захочет связать с ним свою судьбу, органично войти в его коллектив, а главное, отдать этому коллективу свой труд, свой талант и чем-то обогатить его.

Зубов сумел это сделать не только как выдающийся артист, но прежде всего как режиссер. Вряд ли нужно перечислять все поставленные им спектакли, ведь ни одна работа театра не. проходила без его участия, без его помощи и совета. Но такие крупные явления советского сценического искусства, как «Васса Железнова», «Евгения Гранде», «Пигмалион», «Великая сила», «За тех, кто в море*!», «Порт-Артур» и многие другие, целиком обязаны своим рождением зрелому мастерству К. А. Зубова-режиссера.

В золотой фонд театра вошла его постановка «Вассы Железновой», и поныне остающаяся праздником для тех, кто в ней участвует.

Что же примечательного в этой работе, что в ней наилучшим образом раскрывает особенности режиссера Зубова, его манеру, его индивидуальность? Это — прежде всего любовь к актеру, оказавшемуся единственным полновластным хозяином спектакля, как, впрочем, и других спектаклей, поставленных Константином Александровичем. Это — ансамбль исполнителей,^удивительная способность подчинить каждую деталь, каждую малость сценического произведения главному, целому. Это — редкое умение раскрыть глубокую философию пьесы через предельно ясные, конкретные, образные решения, способность говорить о сложном просто, не мудрствуя лукаво. И при этом — истинная, художественная публицистичность, идейная страстность, заостренность, смелость прежде всего в определенности и "ясности художественных замыслов, почерк крупный, понятный, волевой.

Последнее время очень часто говорят об «открытии драматургов», о «единственно верном прочтении пьесы». Не берусь утверждать, что Зубов «открыл» «Вассу Железнову», но прочитал он ее по-горьковски. Точно так же увидел он «Евгению Гранде» глазами Бальзака, а блестящий, умный спектакль «Пигмалион» был им вполне выдержан в духе Бернарда Шоу. Зубов уважал драматурга, умел увидеть и воссоздать на сцене его творческую манеру, тончайшие особенности авторского стиля.