menu-options

Иван Александрович Любезнов

По книге
Народный артист СССР И.А.ЛЮБЕЗНОВ
Автор текста О. Дзюбинская.
Редактор-составитель Т. Гихоненко.
Художник В. Казаков.
Фото И. Ефимова и Е. Мичуриной. 
Технический редактор Н. Ковалевская.
Корректор Р. Кармазинова.
М:Детская книга, 1980 г.

Народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Ивана Александровича Любезнова знают и любят зрители разных поколений. Одни помнят его молодым комедийным актером, игравшим на сцене Театра сатиры, другим известен Любезное — знаменитый актер кино, снимавшийся во многих фильмах («Богатая невеста», «В шесть часов вечера после войны», «Яков Свердлов», «Идиот» по Достоевскому и другие), или же Любезнов-чтец, выступающий на концертной эстраде, третьи с интересом смотрят актера в его сегодняшнем репертуаре на сцене Малого театра.

Дарование И. А. Любезнова раскрывается многогранно на протяжении всей его жизни в искусстве.

Более сорока лет прошло с тех пор, как И. А. Любезное окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского и стал профессиональным актером. Художественный руководитель курса А. Петровский напутствовал его тогда словами: «Твой дом — Малый театр». Предсказание учителя сбылось не сразу. После института Любезное работал в Театре-студии при Малом театре под руководством Ф. Каверина (подготовил роль Нагульнова в «Поднятой целине»), потом — в Театре сатиры, где играл смешных молодых людей, милых чудаков в многочисленных комедиях... и неожиданно удивил Москву, в первый послевоенный год с подлинно драматической силой сыграв Андрея Белугина. Увидев Любезнова в «Женитьбе Белугина», старейший театральный критик С. Н. Дурылин писал: «Этот молодой актер способен к яркой драматической передаче сильных чувств и страстей». Так развеялся миф о «милом комике» — он оказался актером широкого диапазона, сочетавшим в своей палитре краски комедийные, лирические и драматические.

С 1949 года Иван Александрович Любезнов — артист Малого театра. Вот уже более тридцати лет играет он на прославленной сцене, создавая неповторимые характеры в пьесах современных и классических.

Дебют его в Малом театре — роль инженера Кривошеина в «Московском характере» А. Софронова. Актер, в своем творчестве чаще встречавшийся с персонажами комическими, опасался лирической сцены и любовного объяснения, которых требовала эта роль. Но А. Д. Дикий, ставивший спектакль, вывел его из затруднительного положения неожиданной подсказкой — предложил «поднять» роль на высоты поэзии. «Дикий, — вспоминает актер, — мне сказал: «То, что я хочу от тебя, почти невыполнимо. Сейчас нет актера, который мог бы сделать это. Но пойми, коли выполнишь хотя бы наполовину и не испортишь рисунка, буду тебе благодарен...» И привел пример беззаветной любви. Лебедь и лебедушка. Охотник убивает лебедушку... Лебедь сначала кружит над местом гибели своей подруги, потом складывает крылья и, камнем падая вниз, разбивается насмерть. Это он делает от великой любви. А играл я инженера Кривошеина — человека очень скромного, застенчивого, неловкого. Вот такой Кривошеий и — вдруг романтическая история с лебедем! Однако где-то в уголке моего сердца эта история поселилась. И я понял: лебедь ничего не видел вокруг себя, кроме своей лебедушки, своей погибшей любви. И когда начиналась эта сцена, в моем сознании возникал образ лебедя,«и я уже не выходил, а вылетал из-за кулис, никого не видя, ничего не слыша, кроме своей любимой... Так мне помог образ, нарисованный режиссером».
 

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
 

Отзывы