menu-options

Иван Александрович Любезнов. Часть 3.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
 

Чуть что не по нему — закипает старик немедленно, и то за колом потянется, то кулаком замахнется, как в молодости привык, то пройдется какой-то особой дразнящей, вызывающей походочкой. Весь вид его выражает при этом полную независимость и пренебрежение к окружающим. Но он бывает и трогательно наивен и непосредствен — вышел же он посреди всей деревни на кадриль со своей престарелой невестой, прицепил цветочек к фуражке и прошелся под веселую музыку с совершенно каменным лицом. В этой сцене артист без слов, с помощью одной только пластики и мимики выражает самые разнообразные чувства, обуревающие его героя, — решительность и застенчивость, явно ироническое отношение к самому себе и к своей запоздалой свадьбе. Смешная и по-человечески трогательная история «сватовства» стала украшением спектакля во многом благодаря проникновенному и мудрому искусству Ивана Любезнова.

Современный актер Любезное прекрасно чувствует природу русской классики. Творчество Гоголя и Горького, Островского и Достоевского кровно близко ему.

Многие актеры любят играть классику. Но не всем удается сочетать в классической роли правду историческую и социальную с современным, сегодняшним взглядом на природу характера, написанного автором. Любезнову свойственно именно такое глубоко личное понимание классики, без внешнего, поверхностного осовременивания, но и без слепого следования традиции исполнения той или иной роли. Поэтому такой свежестью и остротой отличаются его образы классического репертуара. И каждый раз в знакомой роли он открывает нечто новое, дает ее как бы в неизвестном еще ракурсе.

В гоголевском «Ревизоре» он — почтмейстер Шпекин и Осип.

В пьесах А. Н. Островского — Самсон Силыч Большое («Свои люди — сочтемся»), Боровцов («Пучина»), Константин Лукич и Каркунов («Сердце не камень»).

В «Селе Степанчикове» Ф. М. Достоевского — Коровкин, в фильме по роману «Идиот» — генерал Иволгин.

В пьесах А. М. Горького актер сыграл Прохора Храпова («Васса Железнова»), Двоеточие («Дачники»), Губина и Бородатого солдата («Достигаев и другие»).

Список классических ролей сам по себе значителен, но, зная дарование Любезнова, нельзя не пожалеть, что не сыграл он в молодые годы Фому Гордеева, что не поставил Малый театр «На дне» и инсценировку «Дело Артамоновых», где актер мог бы раскрыть новые грани своего таланта.

С Горьким многое роднит актера. Он провел детство в Жуковском затоне — в шестидесяти километрах от Нижнего Новгорода, где зимовали волжские пароходы. Он вырос на Волге, в семье потомственных речников. Сам плавал на пароходе. В детстве и в юности ч встречался с людьми, помнившими Горького, а подчас послужившими прообразами героев горьковских рассказов.

Воспоминания юности сохранились на всю жизнь. По словам актера, «Волга представляла тогда своеобразный калейдоскоп. На ее берегах начиналась новая жизнь, но островки прошлого виднелись повсюду. А сколько разнообразных впечатлений давала в те годы Нижегородская ярмарка! На нее съезжалась чуть ли не вся Россия. Каких людей, какие типы там можно было встретить! Различные говоры, наречия. Контрасты вкусов, одежды, интересов».