menu-options

Иван Александрович Любезнов. Часть 2.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
 

После удачно сыгранной премьеры к Ивану Александровичу подошла Александра Александровна Яблочкина: «Вот что я вам скажу, дорогой мой, вы хороший русский актер, с хорошими душевными качествами, вы актер Малого театра».

Ее слова означали для дебютанта многое: его приняли в семью мастеров старейшего русского театра, признали своим в Доме Щепкина.

Что значит быть актером Малого театра? Это значит — владеть секретом перевоплощения, глубоко постигать психологию каждого персонажа, любить слово на сцене. Это значит — быть художником партийным, актером-гражданином, вмешивающимся в жизнь и активно в ней участвующим. Чувство современности в большой мере свойственно Любезнову. Его актерская работа всегда сочетается с деятельностью общественной, партийной, государственной. В течение двенадцати лет он был депутатом Московского Совета, в настоящее время — председатель Московской городской военно-шефской комиссии. Трудно представить себе Любезнова вне гущи жизни, вне общественных дел. Естественно, что такое сочетание находит отражение в характере творчества актера.

Портреты героев-современников в исполнении Любезнова всегда не только точны по внешней и внутренней характеристике, в них всегда определенно проявляется и гражданская позиция актера.

После Кривошеина, первой роли в Малом театре, разноплановые образы современников появляются в его репертуаре один за другим: веселый, увлекающийся художник Верба в «Калиновой роще» А. Корнейчука и председатель колхоза Романюк в том же спектакле в следующем сезоне, Минаев в «Тайной войне» В. Михайлова и Л. Самойлова, и отставший от жизни бюрократ Дремлюга в «Крыльях» А. Корнейчука. И тут же Макдональд в «Голосе Америки» Б. Лавренева, матрос Шибаев в «Незабываемом 1919-м» Вс. Вишневского, Фролов в «Северных зорях» Н. Никитина, Мак-Кеннеди в «Шакалах» А. Якобсона, мужественный и самоотверженный офицер Борейко в «Порт-Артуре» А. Степанова и И. Попова, Гарасыч в «Вечном источнике» Д. Зорина. Сочувственная любовь к своему персонажу, исчерпывающее понимание народного характера отличают такие создания последних лет, как пожилой рыбак Чакан в «Урагане» А. Софронова, старик партизан в «Русских людях» К. Симонова, Глухов в «Беседах при ясной луне» В. Шукшина.

Этот далеко не полный перечень свидетельствует о многогранности артиста. Но вместе с тем нетрудно заметить, что актер предпочитает характерные, комедийные и сатирические роли. Любезное не прощает своих героев, нарушающих нормы поведения советского человека, он высмеивает эгоистов, стяжателей, чинуш и тех, кто безнадежно отстал от жизни и пытается ехать «в карете прошлого». Его комедийные краски разнообразны, он владеет и беспощадной сатирой, и иронией, и мягким юмором, и доброй усмешкой.

В спектакле «Беседы при ясной луне» роли деревенских старейшин исполняют замечательные мастера Малого театра — С. Фадеева, Н. Рыжов, В. Хохряков. Каждый из них создает неповторимый сценический характер. Особый нрав и у Глухова. Отпущена ему автором реплика, что смолоду был горяч. Актер строит на этом комедийный сценический характер.