menu-options

Балет Главного театра, 1946 год (А.Ю. Бахрушев), часть 2.

Балет Главного театраРанее: Часть 1

Время после перехода частной театральной антрепризы в Москве в ведение казны и до открытия Главного Петровского театра, т. е. с 1806 г. по 1824 г., можно охарактеризовать как период организационный. Для организации московской императорской балетной труппы из Петербурга был командирован в Москву опытный и способный русский балетмейстер И. И. Вальберх.

Вальберх со свойственной ему энергией принялся за организационную работу, но окружавшая его обстановка мешала добиться каких-либо существенных результатов. В своих письмах он не переставал жаловаться на ужасные условия, в которых приходится работать. Прекрасно сознавая, что первым условием создания балетной труппы являются кадры, Вальберх реорганизовал Московское балетное училище, и, вероятно, не без его содействия казна купила для Москвы крепостные балетные труппы помещиков Столыпина и Головкиной.

Это комплектование московской балетной труппы не иностранцами, а русскими, причем в большинстве крестьянами, безусловно имело большое значение в создании национального лица московского балета. Вальберх тяготился своей работой в Москве и стремился обратно в Петербург, где, кроме того, он был нужен, и к концу 1806 года на смену ему был прислан из Петербурга новый балетмейстер Ламираль, затем в помощь Ламиралю появились в Москве балетмейстеры Мунаретти и Лефевр.

Обилие имен не спасло, а усугубило плачевное положение, и дело становления московского балета продолжало итти туго и из-за отсутствия соответствующего помещения, и за неимением подходящих кадров, и из-за ненахождения нужного для подобного дела человека, который захотел бы всецело отдаться неблагодарной черновой работе организатора. В 1811 году такой человек был найден в лице молодого танцовщика, ученика Дидло, Адама Павловича Глушковского. Незадолго до его приезда в Москву был прислан из Петербурга другой танцовщик, ученик Вальберха, Исаак Аблец, специалист по народному танцу. Оба эти артиста были самоотверженно преданы своему искусству и оба обладали организаторскими способностями.

 

Продолжение: Часть 3