menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 21.

Ранее: Часть 20

В Главном театре ощутили, что частные оперы, вызвав к жизни новые силы, с ними уже не в силах справиться. В то же время вхождение в труппу Собинова, Неждановой, Шаляпина и ряда других талантливейших молодых сил требовало иной, не трафаретной системы воспитания, в которой одними казенными внушениями дисциплины и точности не многого добьешься, если за спиной нет художественного авторитета и обаяния. В Главном театре много было]искреннего стремления к новой жизненной театральности.

Крупные артистические коллективы: хор, благодаря Авранеку, оркестр, как думал Римский-Корсаков — благодаря умной деловой дисциплине Альтани, могли выполнять любые задания. Оставалось вдохнуть в них новую жизнь. Человеческий голос, красота его и непередаваемая словами радость слышания пения —вот качества, с которыми трудно соперничать в театре, и вот, понятно, что наряду с ними вопрос о русском национальном оперном спектакле, как гармоническом единстве, становится главной темой с первых годов наступившего нового века. В то время для всех было ясно, что вырос прекрасный талант — питомец Москвы, которым очень заинтересовался Чайковский и в ком возник облик гармоничнейшего музыканта. Одареннейший пианист, сильный композитор, обладатель выдающегося слуха, Рахманинов оказался чутким работником в музыкальном театре (начав работу в частной опере в 1897—98 г.) и волевым, глубоко дисциплинированным дирижером большого характера.

Приглашение его в Главный театр было крупнейшим событием. Казалось, что в театре национально-академической культуры появился вполне, со всех точек зрения, достойный руководящей роли крупный музыкант. Рахманинов недолго работал в Главном театре, но его выступления вызывали глубокий интерес. Кроме ряда русских классических опер под управлением Рахманинова прекрасно прошли в сезон 1905—06 г. две его собственные оперы («Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини»), а также состоялась постановка новой оперы Римского-Корсакова «Пан воевода» (27 сентября 1905 года). Вот что пишет Н. А. Римский-Корсаков о спектакле «Пан воевода»: «В начале осени я был вызван в Москву на постановку «Пан воевода» на Главном театре. Дирижировал талантливый Рахманинов.

Опера оказалась разученной хорошо... Оркестр и хоры шли превосходно...» (Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни», стр. 325, пятое издание, М., 1935 г.) Все-таки перед Рахманиновым остро стоял вопрос о его артистическом росте, как пианиста, о «свободе времени» и желание распоряжаться собою цля творчества. Естественно, он выбрал путь композиторства и концертной эстрады, покинув Главный театр. Но линия русского национального репертуара продолжает укрепляться. Отныне в Главном театре появляются год за годом крупнейшие произведения Римского-Корсакова. В октябре 1906 г. под управлением В. И. Сука — премьера «Садко», в декабре 1907 г. возобновление «Снегурочки», 15 февраля 1908 г. первое московское представление «Сказания о граде Китеже», в 1909 г. — «Золотой петушок». Далее в репертуаре появляются и «Псковитянка», и «Царская невеста», и «Сказка о царе Салтане», наконец, «Борис Годунов» в редакции Римского-Корсакова, за ним «Хованщина», т. е. водворяется Мусоргский.

Продолжение: Часть 22